НОСТРОЙ принял участие в обсуждении вопросов участия строителей в госзаказе

Круглый стол «Государственный заказ в строительной отрасли Санкт-Петербурга: задачи 2018 года» состоялся 6 апреля 2018 года в северной столице. Участие в мероприятии приняли представители мэрии Санкт-Петербурга, ФАУ «РосКапСтрой», Ассоциации «Национальное объединение строителей» и строительных организаций города.

Обращаясь к участникам круглого стола, заместитель председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Нужный подчеркнул его особую актуальность вследствие большого объема государственных закупок в сфере строительства и представил статистику госзакупок за последние несколько лет по их объему в строительной отрасли в целом, включая все направления.

Ассоциацию «Национальное объединение строителей» на мероприятии представлял член Совета НОСТРОЙ Антон Мороз. Он приветствовал присутствующих от имени Президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова: «В последнее время проблемам в сфере государственного строительного заказа уделяется особое внимание. На строительные саморегулируемые организации возложена новая функция – контроль за исполнением их членами обязательств по государственным и муниципальным контрактам в области строительства. Кроме того, у СРО появилось право осуществлять общественный контроль в сфере закупок. Новые функции повлекли за собой изменение требований к участникам закупок в сфере строительства. Анализ, проведенный НОСТРОЙ, показал, что пока не все заказчики верно применяют новеллы Градостроительного кодекса. Надеюсь, этот круглый стол позволит представителям органов власти и строительным организациям обменяться накопленным опытом и вместе выработать пути реализации законодательных нововведений».

Антон Мороз рассказал о деятельности по совершенствованию законодательства, касающегося системы контрактования в области строительных, проектных и изыскательских работ. Он выразил надежду, что разрабатываемые законы должны привести к снижению демпинга в контрактовании строительства и, в следствие этого, к улучшению качества и безопасности производимых работ, исключению возможностей злоупотреблений со стороны недобросовестных участников, использующих на аукционах схему «таран», а также сговоры, и изменить критерии выбора подрядчика в сторону профессионального строителя.

«Сейчас единственный критерий – это минимально предложенная цена. Важно, чтобы учитывался профессионализм и уровень квалификации подрядчика, реализованные им проекты и объем выполненных работ, наличие кадрового состава, техническая оснащенность», – подчеркнул Антон Мороз.

Далее член Совета НОСТРОЙ остановился на изменениях в Градостроительном кодексе Российской Федерации в части введения института ответственности СРО по договорным обязательствам их членов, а также на осуществлении общественного контроля, позволяющего отслеживать все конкурсные процедуры членов СРО, а также их участие в исполнении контрактов с момента подачи заявки до момента исполнения контракта. Также он упомянул о возможности применения мер дисциплинарной ответственности в случае, если появятся проблемы в ходе исполнения контракта. При этом, отметил он, на данный момент СРО могут осуществлять только общественный контроль, поскольку не допущены к фактическому участию в системе госзакупок, хотя это было бы логично с учетом их ответственности.

Отдельно Антон Мороз рассказал о работе, которая ведется на базе НОСТРОЙ и НОПРИЗ в части обоснования необходимости применения специализированных электронных площадок для закупки строительных работ, и о преимуществах электронных подрядных торгов.

В ходе обсуждения докладов и поднятых на круглом столе вопросов Антон Мороз ответил на вопросы, в том числе связанные с порядком и системой прохождения изменений по 44-ФЗ, и призвал городские власти участвовать в продвижении данного закона, поскольку одного участия национальных объединений и Минстроя России недостаточно, чтобы экономический блок Правительства России пошел навстречу и поддержал предложения профессионального сообщества. Предложение подключиться к этой работе на высшем уровне получило одобрение участников круглого стола.

Кроме того, Антон Мороз отметил, что позиция городских государственных заказчиков в части обеспечения договорной ответственности не совсем корректна. Он пояснил, что уже есть прецеденты обращения в национальные объединения и в саморегулируемые организации по поводу возможных возмещений со стороны СРО по неисполненным договорам. Он объяснил, что СРО и национальные объединения в течение двух-трехневного срока не могут выполнять эти обязательства, так как это связано с существующими требованиями закона, который предписывает производить выплаты из компенсационного фонда только в судебном порядке. При этом, подчеркнул Антон Мороз, если выплата из компфонда будет объективно установлена судом, она, безусловно, будет произведена со стороны СРО или со стороны национального объединения в случае ликвидации СРО.

Также Антон Мороз ответил на вопросы представителей строительных компаний в части саморегулирования, ответственности и проводимой работы по изменениям в контрактной системе.

ИСТОЧНИК – НОСТРОЙ