Под «зонтиком» НОСТРОЙ – 223 СРО, 92 тыс. строительных компаний и 3,5 трлн рублей

Через две недели Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) отметит официальный день рождения – 10 декабря 2009 оно было официально зарегистрировано Минюстом России. Самое время подводить итоги первого десятилетия, чем и занялся на пресс-завтраке президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

НОСТРОЙ в людях и деньгах

С чем же система СРО и НОСТРОЙ пришли к своему 10-летнему юбилею? Стартовав в 2009 году с 54 СРО, сегодня НОСТРОЙ включает в себя 223 саморегулируемые организации, причем состоят они в нацобъединении в силу закона – обязательность членства СРО в НОСТРОЙ прописана в Градостроительном кодексе с 1 октября 2010 года. При этом, как подчеркнул Антон Глушков, НОСТРОЙ объединяет через СРО именно строительные компании, которые на свои взносы и содержат нацобъединение. Сегодня в НОСТРОЙ опосредованно состоят 91 200 строительных компаний, застройщиков, монтажников инженерных систем и т.д. В этих компаниях, по самым скромным подсчетам, работают более 2,5 млн человек.

В целом же, по данным Росстата, в строительной отрасли сейчас работают 278 тысяч строительных компаний с общим количеством сотрудников 6,4 миллиона человек. Если учесть членов семей строителей, их друзей и близких, то получится, по словам Антон Глушкова, что очень близко к строительной отрасли находятся около 25 млн человек – почти 20% населения страны. При этом ни один нацпроект, ни одна федеральная или региональная программа не могут быть выполнены без участия строителей.

При этом совокупный объем работ в строительстве в деньгах составляет 8,4 трлн рублей, или 6% ВВП России. И, как минимум, 3,5 трлн рублей из этих восьми находятся в поле деятельности саморегулируемых организаций и НОСТРОЙ.

Напомним, что до 2017 года СРО, сформировав в силу закона компенсационный фонд возмещения вреда, отвечали только за причинение членами СРО вреда третьим лицам в результате деятельности строительной компании. Характерный пример – кирпичи со стройки упали на стоящие за забором машины, тут-то и наступает прямая ответственность и выплаты из компенсационного фонда СРО. Опять же в силу закона СРО не несли ответственности за выполнение их членами каких бы то ни было договорных обязательств – ни при коммерческом строительстве, ни при госзаказе. С 2017 года такая ответственность наступила в части госзаказа, и теперь СРО будут вынуждены компенсировать заказчику убытки в случае невыполнения членом СРО договорных обязательств по госконтракту.

По состоянию на 10 ноября 25,5 тысячи строительных компаний  - членов СРО заключили государственные контракты на общую сумму 3,5 трлн рублей. Именно за такой объем обязательств несут ответственность 223 СРО, чей совокупный компенсационный фонд составляет 60 млрд рублей. На самом деле, СРО еще не до конца поняли полноту и объемы своей ответственности, поскольку выплаты из компфондов пока весьма незначительны. Но в судах находятся десятки исков заказчиков к СРО из-за срыва сроков договора, и в ближайшее время многие СРО могут столкнуться с необходимостью выплатить многомиллионные штрафы.

В этой ситуации НОСТРОЙ, заинтересованный и в стабильной работе строительных компаний, и в нормальном существовании СРО, может на законодательном уровне постараться «подстелить соломку», а именно продавливая поправки в законодательство о госзакупках. Сейчас идея о том, что СРО должны иметь возможность влиять на выбор подрядчика в ходе госзакупок, оценивая его квалификацию и возможность выполнить данный контракт, уже поддерживается не только самими СРО, но и депутатами Государственной думы, и рядом чиновников. Таким образом, заказчик получит возможность заключить контракт с реальной, хорошо работающей компанией, а СРО уберегут от выплат из компфонда и себя, и своих членов. Президент НОСТРОЙ подтвердил, что данная законодательная инициатива сейчас сформирована и прорабатывается.

НОСТРОЙ как экспертная площадка

Еще одна немаловажная задача, которую все больше взваливает на себя НОСТРОЙ,  - обеспечить стабильность правил игры на строительном рынке. А это, прежде всего, законодательная стабильность, о которой сейчас даже смешно говорить: в закон о долевом строительстве жилья вносится 28 пакет поправок, в Градостроительный кодекс – чуть ли не 80-й. Правила игры меняются каждые полгода, и не всегда в лучшую сторону. И если порой не удается убедить власть не менять закон, то последствия такого изменения иногда все-таки НОСТРОЙ старается демпфировать. Так, при переходе к проектному финансированию жилья именно НОСТРОЙ удалось убедить правительство России дать застройщикам переходный период и возможность достроить объекты высокой степени готовности по старым правилам. Иначе после 1 октября рынок жилья просто бы встал.

Нужно сказать, что в последнее время НОСТРОЙ набрал существенный вес именно в органах исполнительной власти, и сейчас любой нормативный правительственный акт в области строительства приходит на экспертную оценку в НОСТРОЙ. Это должно стать хорошей основой для дальнейшего развития НОСТРОЙ как ведущего эксперта строительного рынка.

И, конечно, одной из главных своих задач, практически с момента основания, нацобъединение строителей считает повышение квалификации строителей – здесь залог и безопасности на стройке, и качественного строительства, и внедрения инновационных технологий. В первые годы шел поиск форм такой работы – через создание Единой системы аттестации, аккредитацию программ повышения квалификации, разработку первых профстандартов. С 2014 года эти поиски совпали с государственной задачей – разработкой профессиональных стандартов и созданием системы независимой оценки квалификации. Сейчас НОСТРОЙ – ключевой элемент этой системы, на его площадке работает совет по профквалификациям в строительстве, отсюда же прозвучала инициатива сделать независимую оценку квалификации обязательной для работников строительной отрасли. Представляется, что это задачи НОСТРОЙ на ближайшие несколько лет.

ИСТОЧНИК - АНСБ

ПОДРОБНЕЕ – НОСТРОЙ