Строители получили механизм компенсации своих убытков из-за роста цен на стройматериалы

Об этом в рамках расширенного заседания Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России сказал председатель Комиссии, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Ключевой темой мероприятия, которое состоялось во вторник, 17 августа, в Республике Алтай, стало обсуждение перспектив развития ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли, а также обзор изменений в законодательстве в этой сфере.

В заседании приняли участие представители Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», руководители профильных ведомств регионов СФО, председатель Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Эдуард Дадов, а также члены саморегулируемых и строительных организаций Сибири. На правах принимающей стороны участников и гостей заседания приветствовал координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко.

Антон Глушков обратился к участникам заседания по видеоконференцсвязи и напомнил об актуальных вопросах, которые сегодня волнуют строительное сообщество. Из-за резкого роста стоимости строительных материалов в четвертом квартале 2020 года больше всего пострадали компании, работающие по государственным и муниципальным контрактам, цена по которым твердая и изменению не подлежит. Под срыв исполнения попали многие государственные программы.

«В целях урегулирования ситуации Минстрой России поддержал предложения НОСТРОЙ по созданию механизма изменения цены контракта по государственному и муниципальному заказу. Правительством России принято постановление от 9 августа 2021 года № 1315, регулирующее вопрос корректировки цен и пересмотр лимитов финансирования в развитие положений 44-ФЗ. Таким образом, строители получили рабочий механизм компенсации своих убытков из-за роста стоимости строительных материалов», - отметил Антон Глушков.

Он также сообщил, что приказом Минстроя России внесены изменения в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкции объектов капитального строительства. Ожидается, что в регионах и муниципалитетах должны последовать аналогичные решения по контрактам, финансируемым из соответствующего бюджета.

Глава нацобъединения также упомянул о необходимости усиления работы в регионах по качеству подготавливаемых документов для разработки индексов изменения сметной стоимости строительства.

Директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина рассказала об основных новеллах в законодательстве в системе ценообразования и определения стоимости строительства и напомнила, что согласно Плану мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации в 2022 году должен произойти переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Она также ответила на вопросы участников заседания.

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Александр Вилков подробно остановился на вопросе подготовки к переходу на ресурсно-индексный метод, где ключевым инструментом выступает Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Он отметил, что решить вопросы ценообразования станет во многом станет возможно благодаря активному участию регионов в этом процессе.

Павел Малахов рассказал об изменении цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов. Он перечислил пути решения проблем, с которыми сталкивается строительная отрасль. Один из них – внесение изменений в статью 95 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму РФ Курской областной Думой на основе предложений НОСТРОЙ. Также инициативу поддержали почти 40 регионов страны, сообщил спикер.

«Считаем, что нужно обратиться в Госдуму РФ нового созыва после ее формирования с целью оперативного рассмотрения и принятия данного законопроекта, предоставив участникам строительного сообщества возможность компенсировать сложившийся рост стоимости материалов, распространив и на выполненные работы начиная с 1 января 2021 года», - сказал Павел Малахов, отметив, что регионам, у которых достаточно низкий индекс на третий и четвертый кварталы 2021 года, необходимо усилить работу по принятию соответствующих решений, чтобы тот расчет, который принят Минстроем России, нашел практическую пользу для строителей.

Заместитель начальника отдела Департамента стратегических проектов Минстроя России Павел Сысоев прокомментировал влияние роста цен на строительные ресурсы на стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Он сообщил, что подрядчиками на объектах выступают малые и средние предприятия, оборот которых не позволяет справиться даже с небольшим изменением стоимости ресурсов.

Заместитель начальника Управления сметного нормирования ФАУ «Главгосэкспертиза России» Роман Карпов говоря о сметно-нормативной базе, акцентировал внимание участников заседания на формировании новой сметной базы в текущем уровне цен, выделив преимущества и ключевые мероприятия, в числе которых - формирование номенклатуры ценообразующих ресурсов по группам однородных строительных ресурсов, актуализация сметных цен (ФССЦ, ФСЭМ), формирование федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен 2021 года, а также доработка ФГИС ЦС для сбора цен от поставщиков, субъектов РФ, госкомпаний и торговых площадок.

По итогам заседания сформированы проекты решений, направленных на улучшение ситуации с ценообразованием и сметным нормированием в строительной отрасли.

 Малахов П.В. Изменение цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов

 Вилков А.П. ФГИС ЦС: текущая ситуация и перспективы

 Карпов Р.А. Сметно-нормативная база ФСНБ-2020 и ее актуализация. Формирование ФСНБ-2021 в уровень цен 2021 года

 Шрайбер К.О. Влияние наполнения ФГИС ЦС и индексов по элементам затрат на ремонтные работы в строительстве

ПОДРОБНЕЕ – НОСТРОЙ