Госдума одобрила в первом чтении требования к строительству объектов индивидуального жилищного строительства
Законопроект Минстроя России, который регулирует правовые вопросы самовольного строительства и устанавливает единые требования к параметрам и процедуре строительства индивидуального жилого строительства (ИЖС) в границах населенного пункта и жилых домов на садовых земельных участках, одобрен Госдумой во первом чтении.Документ на пленарном заседании представил замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.
Согласно законопроекту, объект ИЖС - это отдельно стоящий жилой дом с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров и не состоящий из квартир или блок-секций. Аналогичные предельные параметры распространяются на жилые и садовые дома на садовых земельных участках. Законопроектом устанавливается различное правовое регулирование создания ИЖС общей площадью до 500 и более 500 квадратных метров.
В случае строительства объекта ИЖС или садового дома площадью до 500 квадратных метров предусматривается направление уведомления в органы местного самоуправления о планируемом строительстве объекта и, в последующем, о завершении его строительства.
Что касается объектов более 500 квадратных метров, то, по его словам, предусматривается необходимость подготовки проектной документации, проведения ее экспертизы, получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. «Это необходимо для обеспечения безопасности несущих конструкций таких объектов капстроительства в условиях ограничения этажности тремя этажами», - подчеркнул замминистра Хамит Мавлияров.
Законопроектом также предусматривается возможность осуществления госстройнадзора объектов, проектная документация которых не требует проведения экспертизы.
То есть теперь государственный строительный надзор может проводить проверку объектов до 500 кв. метров. Ранее осуществлялась проверка объектов только если их проектная документация подлежала экспертизе. На практике это приводило к тому, что застройщик под видом объектов, в отношении которых не осуществляется строительный надзор, возводит несколько этажей, распродает будущие квадратные метры гражданам, а строительный надзор своевременно отреагировать не может, так как такие объекты вне их компетенции. Действующая судебная практика показывает, что в тот период, когда орган местного самоуправления в судебном порядке пытается добиться сноса незаконно возведенного объекта, на этот объект оформляется право собственности и происходит перепродажа помещений гражданам. Законопроект такие махинации исключает.
Кроме того, в Градостроительном кодексе вводится новая глава, позволяющая в ходе разработки проектной документации учитывать особенности сноса объектов и утилизации используемых материалов. До сегодняшнего дня нормы, регулирующие стадию завершения эксплуатации объекта, его снос или реконструкцию после завершения нормативных сроков эксплуатации, в Градостроительном кодексе отсутствовали.