В Госдуме обсудили федеральное законодательство и региональные строительные программы
21 июля 2020 года состоялось онлайн-заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству под председательством Владимира Ресина на тему «Федеральное законодательство и региональные строительные программы».
В заседании приняли участие замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков; депутаты Госдумы: председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев и член Комитета по транспорту и строительству, заместитель председателя Экспертного совета, куратор Секции Антон Жарков; ответственный секретарь Экспертного совета Светлана Бачурина, генеральный директор «Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», архитектор, член Правления Союза архитекторов России, профессор МААМ Елена Чугуевская, заместитель руководителя Аналитического центра АО «ДОМ.РФ» Никита Белоусов, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский, председатель Совета СРО «Союз МООСС», Председатель Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП, профессор РАНХиГС Михаил Викторов.
От Национального объединения строителей участие в мероприятии приняли вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз и исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков представил председатель Комитета по саморегулированию Николай Капинус.
В своем вступительном слове Владимир Ресин акцентировал внимание на актуальности обсуждаемых вопросов, а именно на изменениях в базовые законы градостроительного регулирования и нормативные акты для поддержки строительной отрасли и на первоочередных мерах их эффективной реализации в регионах.
В первом блоке, посвященном жилищному и инфраструктурному строительству, финансовым инструментам и институту саморегулирования, участники заседания рассмотрели законопроекты № 899967-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в целях упрощения процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов документов территориального планирования муниципальных образований) и № 866900-7 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Елена Чугуевская озвучила два основных тезиса – требования к проектировщикам должны быть закреплены законодательно, а изменения в генплан разумнее делать в рамках гарантийных обязательств. Скорейшее принятие указанных законопроектов поддержал и Николай Капинус, который со стороны НОПРИЗ отметил, что в первую очередь важна подготовка архитектурного проекта, поскольку этот ответственный этап определяет судьбу всего проекта. Необходим допуск высококвалифицированных кадров, для чего надо ввести обязательную независимую оценку квалификации.
Антон Мороз представил уже озвученную ранее на заседании Экспертного совета 15 июля позицию НОСТРОЙ по законопроекту № 841216-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (в части усиления защиты прав участников строительства). Он еще раз напомнил, что нужно продолжать совершенствовать правовое регулирование рынка жилищного строительства путем внесения изменений в 214-ФЗ. Вице-президент НОСТРОЙ также констатировал, что переход рынка жилищного строительства на механизм проектного финансирования с использованием эскроу-счетов привел к снижению размера оборотных средств застройщиков, необходимых для реализации крупномасштабных проектов в связи с невозможностью использовать денежные средства участников долевого строительства до окончания строительства, что увеличило его сроки. Поэтому нужно и дальше прорабатывать вопрос о поэтапном раскрытии эскроу-счетов. Владислав Преображенский поддержал его мнение, дополнив доклад своей позицией по законопроекту.
В своем выступлении Антон Мороз кратко прокомментировал законопроект № 839133-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в части изменения порядка работ по сохранению объектов культурного наследия). Он озвучил предложения НОСТРОЙ: ввести на данном этапе в 73-ФЗ понятие объекта всемирного культурного наследия, которое не будет тождественно понятию объекта культурного наследия, а также установить специальные механизмы его охраны, дополнить полномочия федеральных органов государственной власти в вопросах формирования отчетной документации, необходимой для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Никита Белоусов рассказал о Единой информационной системе жилищного строительства, которая представляет собой единый цифровой документ, и предложил включить в нее, том числе, индивидуальное жилищное строительство, а также масштабировать удачный опыт по переводу в «цифру» разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию. Помимо этого, в своей презентации он представил динамику перехода на эскроу-счета, где лидерами стали Челябинская область (75%), Ставропольский край (55%) и Пермский край (54%). Минимальная доля проектов со счетами эскроу в Санкт-Петербурге (24%), Ленобласти (31%) и Рязанской области (28%).
Второй блок был посвящен совершенствованию контрактной системы и контракту жизненного цикла. Участники обсудили Федеральный закон № 449-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2016 г. № 890-р».
Михаил Викторов отметил, что тема госзакупок критикуется не один год: «Многие новеллы 449-ФЗ можно отметить, наконец, свершившимися. Во-первых, строительство исключается из обязательного аукционного перечня. Раньше оно было ориентировано на исполнение госзаказа, и когда аукцион, скажем, падал на 20-30%, о качестве не могло быть и речи. Поэтому переход к форме конкурса, учет к квалификации участника – правильный тренд, который теперь закреплен законом. Неоднократно мы говорили и о повышении роли СРО. Минстрой России, НОСТРОЙ и НОПРИЗ прилагают для этого все усилия. Но фактически СРО выступает в роли статистов, не отслеживая фазу участия в конкретных торгах. Кроме того, НОСТРОЙ уже вносил предложения о возможности участия представителей СРО в квалификационных механизмах и нужно тщательно продумать этот вопрос».
Виктор Прядеин озвучил предложения НОСТРОЙ по совершенствованию процедуры закупок в строительстве.
Среди долгосрочных мер он отметил необходимость:
сместить баланс при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции»;
внедрить рейтинговую систему оценки участника, учитывающую кроме стоимости, сложность исполнения конкретного строительного контракта и опыт участника закупок;
установить исключение обеспечения исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключенным с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн руб;
ввести регионализацию закупок по строительству путем установления приоритета для региональных строительных компаний при проведении конкурсов на небольшие строительные контракты (до 60 млн рублей);
разработать специальное регулирование системы госзакупок в строительстве на уровне самостоятельного нормативного правового акта.
В качестве краткосрочных мер предлагается:
установить в Постановлении Правительства РФ № 99 требование об аналогичности имеющегося у участника опыта объекту закупки при размещении заказа на заключение строительного контракта;
обеспечить прозрачность сведений о наличии опыта, установив требование об их размещении в открытом доступе;
заменить копию исполненного контракта в перечне документов, которые подтверждают соответствие участника размещения заказа установленным требованиям, на копию акта приемки объекта капитального строительства;
размещать документы, подтверждающие опыт участника размещения заказа в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, или расширить функционал ЕГРЗ;
обеспечить автоматизацию процессов размещения Заказчиками сведений о заключении строительных контрактов и об их частичном и полном исполнении, а также синхронизировать их с данными бухгалтерского учета Заказчиков;
сделать доступными для нацобъединений СРО, а также для СРО, членами которых являются исполнители по договорам, сведения из закрытой части ЕИС в сфере закупок.
С заключительным словом выступил Дмитрий Волков, который заявил о необходимости сокращения нагрузки заказчиков, связанной с конкурсными процедурами: «Это огромная нагрузка, которая выражается не только во времени, но и в деньгах. В некоторых случаях у нас просто нет конкурентного рынка, и тогда эти процедуры становятся избыточной нагрузкой. Поэтому Минстрой предлагает перейти от одностадийного проектирования к многостадийному, и использовать эту многостадийность для сокращения сроков строительства. Кроме того, нам необходим реестр таких компаний, чтобы понимать их географию и загрузку, что позволит более эффективно и быстро выполнить конкурс».
Прокомментировал замглавы Минстроя и Методические рекомендации о проектах заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства, смысл которых заключается в том, чтобы на стадии ТО посмотреть эффективность размещения объектов и подходов к их реализации, а затем создать качественное задание на проектирование.
Еще один важный шаг связан с техническим регулированием. Дмитрий Волков отметил, что остро стоит вопрос, что делать дальше с институтом специальных технических условий. Сейчас ведомство пытается выстроить одноканальное техническое регулирование в строительстве и отсечь все избыточные требования.
Галина Хованская высказалась по поводу важности того, чтобы наемное и социальное жилье строилось по контрактам жизненного цикла: «Я представляю интересы потребителей того, что производит строитель. В настоящее время все больше граждан задумывается о том, нужна ли собственность, часть населения отказывается от приватизации. Кроме того, далеко не все могут сейчас приобрести жилье даже с помощью льготной ипотеки, но решать жилищный вопрос при этом нужно. Мы заинтересованы в том, чтобы наемное жилье и жилье социального найма для людей с невысоким уровнем дохода строилось по контрактам жизненного цикла. Необходимо переходить на качественное строительство, а не гнаться только за прибылью. Для этого нужны хорошие, качественные строительные материалы и профессиональные строители».
Павел Федяев в своем заключительном слове отметил важность всех обсуждаемых сегодня законопроектов, согласился с аргументированной позицией каждого участника и высказал уверенность в скорейшем принятии всех документов.
Антон Жарков подчеркнул, что главная задача сейчас – устойчивая работа строительной отрасли, в основе которой лежит ее эффективность, а для достижения последней важно гарантировать согласованность принятых решений. Отдельно он выразил надежду на то, что законопроекты будут приняты уже в осеннюю сессию Госдумы.
В заключение мероприятия Владимир Ресин попросил участников направлять свои предложения в адрес Экспертного совета – все они будут учтены при подготовке Протокола.