Контролирующим органам предоставлены важные разъяснения по нормативным актам, регулирующим ценообразование в строительстве
26 ноября 2020 года состоялась обучающая сессия для работников Счетной палаты России и территориальных органов, в рамках которой представители Минстроя России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» рассказали о последних изменениях в законодательстве в сфере ценообразования в строительстве. Подобного рода мероприятия для контролирующих органов имеют важное значение для строителей.
О необходимости таких мероприятий представители НОСТРОЙ говорили 21 октября 2020 года на заседании Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России в Екатеринбурге. В свою очередь НОСТРОЙ ведет работу по разъяснениям с Федеральным казначейством и Счетной палатой России. Кроме того, с участием региональных саморегулируемых организаций вопрос прорабатывается с органами власти субъектов Российской Федерации. Также для облегчения понимания законодательных изменений НОСТРОЙ разрабатывает рекомендации, которые нацелены на грамотную реализацию заказчиками и подрядчиками приказа Минстроя России от 23.12.2019 года № 841/пр.
Открывая мероприятие, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин и аудитор Счетной палаты России Светлана Орлова обратили внимание на наиболее важные аспекты, которыми целесообразно руководствоваться при осуществлении проверок.
«Ценообразование является ключевым вопросом, и Минстрой России делает существенные шаги для обеспечения справедливой цены строительства. При этом важно, чтобы финансовые проверки не превращались в проверки технологий, а были направлены на обеспечение достижения результата», – обратил внимание участников Ирек Файзуллин.
Участники сессии подробно обсудили приказ Минстроя России 841/пр, правоприменительная практика по которому еще только формируется. Ранее сметная документация, которая использовалась при определении начальной максимальной цены контракта, оформлялась заказчиками приложением к контрактам, и проверяющие требовали ее буквального исполнения. Ситуация иногда доходила до абсурда – контрольно-надзорные органы говорили о завышении цены, если подрядчик, например, при рытье траншеи применил ручной труд вместо механизированного. Никто не оспаривал, что достигнут результат, который заложен в проектной документации, но при этом указывалось на несоблюдение сметы.
Приказ Минстроя России № 841/пр решает данный вопрос и впрямую указывает, что сметная документация должна служить для определения начальной максимальной цены контракта, а «смета контракта» формируется укрупненной и направленной на достижение результата строительства.
Подобные разъяснения для Счетной палаты России и ее территориальных подразделений в части реализации «сметы контракта» должны помочь контролирующим органам при формировании правоприменительной практики.
2021 год будет первым годом, когда заказчики и подрядчики подойдут к исполнению контрактов, заключенных по новому приказу Минстроя России. НОСТРОЙ со своей стороны продолжит контролировать ситуацию в этом направлении.