Минстрой России готовит рекомендации и разъяснения для муниципалитетов по внедрению закона о КРТ
Об этом заявил заместитель министра строительства РФ Никита Стасишин в ходе круглого стола «Проблемные вопросы реализации законодательства о комплексном развитии территорий (КРТ) в Сибирском федеральном округе», который прошел в Новосибирске 17 марта 2021 года.
Присоеднившись к обсуждению региональных проблем КРТ по видеосвязи, он напомнил, что задача эффективного КРТ поставлена Правительством РФ по всей стране.
«В Сибирском федеральном округе в настоящее время под критерии территорий комплексного развития в той или иной мере подпадают 108 земельных участков общей площадью 2709 гектаров. Их суммарный градостроительный потенциал составляет 10 млн квадратных метров жилья», – сообщил замминистра. – Из них на Республику Алтай приходится 9 участков, Тыву – 1, Хакасию – ноль, Алтайский край - 1, Красноярский край – 6, Иркутскую область – ноль, Кемеровскую область – 22, Новосибирскую область – 42, Омскую область – 25, Томскую область – 2 участка».
При этом, отметил Никита Стасишин, бо́льшая часть упомянутых участков скорее удовлетворяет критериям участков комплексного и устойчивого развития территорий (действовавшая до введения федерального закона от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ схема КУРТ), нежели новой схеме КРТ.
Из всех субъектов СФО требованиям нового закона лучше всего отвечают площадки в Красноярском крае, полагает замминистра.
«Коллеги из Красноярского края системно подошли к прочтению, осознанию и пониманию возможностей, которые открыл новый закон», – подчеркнул Никита Стасишин, пообещав в ближайшие две недели издать «методичку» для регионов, где будет разъяснена технология работы по новой схеме.
Президент Национального объединения строителей Антон Глушков в свою очередь отметил, что НОСТРОЙ готов собрать с регионов вопросы, обобщить проблемы и сформировать конкретные предложения для включения их в готовящиеся Минстроем методические рекомендации по внедрению механизма КРТ.
Государство рассчитывает, что механизм КРТ будет главным перспективным инструментом для расселения не только аварийного, но и ветхого жилья, которое муниципалитеты не признают подлежащим сносу. Такого жилья, отметил Никита Стасишин, многократно больше, но муниципальные власти не спешат зачислять его в аварийное, поскольку тогда возникает обязанность местной власти обеспечить расселение и снос, а денег на это у муниципалитетов нет.
Для решения данной проблемы правительство намерено оказывать застройщикам-инвесторам, взявшимся за проекты КРТ, комплексную поддержку, в том числе в рамках программы «Стимул», предусматривающей обеспечение площадок комплексного строительства инженерной инфраструктурой как за государственный счет, так и за счет внебюджетных источников (подпрограмма «Стимул – инфраструктурная облигация»).
«Кроме того, мы будем настаивать на распространении программы льготной ипотеки приоритетно, с необходимой дифференциацией, на те регионы, которые входят в крупнейшие агломерации России (центрами агломерацией выступают областные центры), где сосредоточено свыше 70% градостроительного потенциала страны, – заверил замминистра. – Мы готовы оказывать всестороннюю поддержку, аккумулируя для нее как бюджетные, так и внебюджетные источники. Но дорога должна быть с двусторонним движением – инвестор тоже должен исполнить все обязательства, чтобы в итоге мы общими усилиями получили полноценную градостроительную среду: благоустроенное качественное жилье, обеспеченное инженерными сетями, дорогами, детсадами, поликлиниками и прочим».
Никита Стасишин подчеркнул, что в результате предусмотренного в рамках внедрения механизма КРТ расселения люди переедут не просто в новые дома, а в целостную, качественную благоустроенную среду.