Верховный суд выразил позицию, что подтверждать опыт в строительстве допускается только договорами генподряда
Судами рассматривался иск о неправомерности отклонения заявки участника строительной закупки. В обстоятельствах дела указывается, что проводилась закупка на выполнение работ по строительству объекта «Автомобильные дороги жилого микрорайона». Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. Участник закупки для подтверждения опыта представил среди прочего договор субподряда, однако его заявку отклонили, в связи с чем такой участник подал жалобу в региональное управление ФАС и впоследствии в суд. Контролеры, первая инстанция, апелляционная и кассационная инстанции его не поддержали.
Согласно решению суда первой инстанции, а также постановлениям апелляционной и кассационной инстанций, лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом строительства самого объекта в целом, следовательно подтвердить соответствие дополнительным требованиям можно только исполненным договором генерального подряда.
Верховный Суд Российской Федерации не стал пересматривать дело, согласно Определению ВС РФ от 19.07.2021 № 304-ЭС21-10656.
В некоторых иных актах выражена аналогичная позиция (Постановление АС Поволжского округа от 12.07.2021 № Ф06-5395/2021 по делу № А72-11233/2020, Письмо Минфина России от 03.12.2020 № 24-05-05/105842).
Вместе с тем в практике Верховного суда Российской Федерации есть и противоположный подход (Определение ВС РФ от 24.05.2021 № 303-ЭС21-8052 по делу № А59-7609/2019).
Подтверждение наличия опыта у участника закупки является неурегулированным аспектом в действующем законодательстве о закупках. При этом, опыт участника закупки может быть не аналогичным по типу объекта или по виду выполненных работ. В связи с этим, НОСТРОЙ предлагает дополнить постановление Правительства от 04.02.2015 №99 положением об установлении требования аналогичного опыта, а также дополнить перечень устанавливаемых заказчиком требований оценкой деловой репутации. Такая оценка должна включать в себя специфику исполненных контрактов (выполненные работы, вид объекта, географическое расположение), наличие необходимого для выполнения работ оборудования, наличие квалифицированных кадров в штате участника закупки, а также его финансовые показатели для снижения риска заказчика неисполнения заключаемого контракта.