Минфин России разъяснил отдельные изменения законодательства о закупках
Минфин России уточнил, что существенные условия государственных контрактов могут быть изменены на необходимые суммы и сроки. Предельные показатели в 2022 году отсутствуют, а действие соответствующего положения постановления Правительства от 09.08.2021 № 1315 фактически приостановлено.
Также Минфин России отмечает, что норма законодательства об установлении размеров авансов носит рекомендательный характер для региональных заказчиков.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 11 апреля 2022 г. N 24-07-08/30988
О НАПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСАМ О ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА,
ЗАКЛЮЧЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 Г. N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
В связи с поступающими вопросами о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, руководствуясь пунктом 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации" (далее соответственно - Закон N 223-ФЗ, Департамент), сообщает следующее.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ порядок исполнения договоров регулируется положением о закупке, а также Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), определяющим основания и порядок изменения и расторжения договора.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Пунктами 1 и 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ условий.
Таким образом, заключенные в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ договоры могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе в связи с существенным изменением обстоятельств, в соответствии с нормами главы 29 ГК РФ, если иное не предусмотрено положением о закупке и договором.
При этом в случае, если в положении о закупке установлено, что изменение условий договора по соглашению сторон не допускается, то заказчик вправе при необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение о закупке в указанной части.
Дополнительно Департамент сообщает, что Правительством Российской Федерации 6 марта 2022 г. изданы Директивы N 2182п-П13кс представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, закупки которых осуществляются в соответствии с Законом N 223-ФЗ, предусматривающие принятие решений, обеспечивающих:
неприменение в 2022 году штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных договором, в связи с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств;
возможность в 2022 году изменения условий договора, если в связи с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств при исполнении такого договора возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения без изменения условий.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента
Т.П.ДЕМИДОВА
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 12 апреля 2022 г. N 24-01-07/31697
О НАПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ
2013 Г. N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" И НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и некоторых актов Правительства Российской Федерации, касающихся осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принятых в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
На основании части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.
Часть 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
Принятие решений и издание актов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ осуществление закупки в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с заключения контракта.
В связи с изложенным, учитывая, что предусмотренные в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ случаи осуществления закупок устанавливаются до 31 декабря 2022 года, заключение контракта в таких случаях должно быть осуществлено не позднее 31 декабря 2022 года.
Требования к сроку завершения закупки частью 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ не установлены, в связи с чем срок исполнения контракта определяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и может истекать после 31 декабря 2022 года.
Принятая редакция части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ не предусматривает возможность в случаях, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
В целях обеспечения оперативного осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд Минфином России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 99018-8), предусматривающий распространение права осуществлять закупки в вышеуказанных случаях, в том числе для обеспечения муниципальных нужд.
В настоящее время Минфином России разработан проект федерального закона, предусматривающий установление возможности осуществлять такие закупки в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Также положениями указанного проекта федерального закона предусматривается исключение из пункта 5.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ указание на медицинскую организацию и на решение учредителя медицинской организации, что позволит применять положения указанного пункта иным заказчикам.
В настоящее время такие случаи и порядок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) исключительно в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд если стороной контракта является заказчик, указанный в приложении (подпункт "а" пункта 2).
В связи с изложенным изменение на основании части 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ условий контракта, заключенного на срок менее одного года и предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия на основании возможно осуществить исключительно при условии соблюдения ограничений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и положений Постановления N 1315.
В случае невозможности изменения существенных условий контрактов на основании положений части 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, такие условия могут быть изменены в соответствии с положениями части 65.1 указанной статьи.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента
Т.П.ДЕМИДОВА