Комментарий Минстроя России о регулирующем воздействии свода правил «Посадочные площадки. Правила проектирования»
В связи с распространением в СМИ и сети Интернет публикаций о новом своде правил (СП) 511.1325800.2022 «Посадочные площадки. Правила проектирования», Минстрой России разъясняет его положения в целях исключения некорректного восприятия регулирующего воздействия документа и устанавливаемых им требований.
Разработка СП 511.1325800.2022 «Посадочные площадки. Правила проектирования» (СП 511) была инициирована профессиональным сообществом для обеспечения создания авиационной инфраструктуры на нефтегазовых месторождениях в рамках задачи по загрузке Северного морского пути. Подготовка и утверждение указанного свода правил обоснованы тем, что в нормативной базе отсутствовал документ, регламентирующий требования к проектированию посадочных площадок, в особенности на нефтегазовых месторождениях и других труднодоступных территориях. Это вызывало необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) на такие объекты, что усложняло процедуру прохождения экспертизы проектной документации и в конечном итоге повышала стоимость их строительства.
СП 511 устанавливает дифференцированные требования для посадочных площадок самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок, выполнения авиационных работ, самолетов общего назначения, вертолетов на поверхности, приподнятых, а также палубных посадочных площадок, в том числе в зависимости от типа покрытия (искусственное по классам, грунтовое), а также требования к объектам инфраструктуры посадочных площадок.
При этом в соответствии с общими положениями СП 511 состав объемных зданий и сооружений наземной инфраструктуры посадочных площадок определяется на этапе разработки технического задания на проектирование с учетом функционального назначения в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами. Таким образом, указанный свод правил не устанавливает обязательных требований по наличию объектов инфраструктуры посадочных площадок, включая наличие зданий с раздельными зонами для обслуживания пассажиров и грузов, зонами предполетного контроля безопасности, помещений для сотрудников и обработки почты.
Кроме того, согласно СП 511, при проектировании посадочных площадок для самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, следует предусматривать оснащение посадочных площадок необходимыми зданиями, сооружениями и оборудованием в зависимости от их назначения, района размещения, интенсивности полетов воздушных судов, прогнозных значений объемов пассажирских и грузовых перевозок, планируемых к осуществлению авиационных работ. Таким образом, требования к наличию служебно-пассажирских зданий (с зоной предполетного контроля безопасности и помещениями для обработки почты) предусмотрено только для нужд коммерческих воздушных перевозок и дифференцировано.
По оценке экспертов, увеличения стоимости строительства посадочных площадок при использовании СП 511 не происходит. Так, например, Начальник управления по научной работе и сертификации Института гражданской авиации «Аэропроект» Максим Суладзе отмечает: «Утвержденный СП 511 не увеличивает стоимость строительства посадочных площадок, напротив, новый свод правил расширяет возможности строительства авиационной инфраструктуры и снижает неэффективные финансовые и временные затраты. По сути документ даёт необходимую нормативную основу и инструменты для создания разных объектов в зависимости от конкретных имеющихся задач и условий местности. Также данный свод правил вводит в правовое поле фактически установившиеся и наиболее эффективные практики возведения посадочных площадок»
Кроме того, введение специальных требований при использовании посадочных площадок для размещения автожиров, планеров и дельтапланов не требуется. В этой связи ограничения на использование посадочных площадок для такого вида воздушных судов согласно области применения СП 511 не предусмотрено.
В СП 511 указаны различные требования к ширине взлетно-посадочной полосы (ВПП), что не является разночтением или противоречием. Так, например, п. 5.10 устанавливаются требования к посадочным площадкам для самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, а п. 5.35 установлены требования к ширине ВПП для самолетов авиации общего назначения. Кроме того, рассматриваемые ширины ВПП устанавливаются в зависимости от типа воздушных судов.
Наличие дизельных автономных электростанций и удаление посадочных площадок от границ ЛЭП не менее, чем на 500 метров, основаны на действующих требованиях Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» (ФАП-69) и методических пособий ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», а также требованиях Правил устройства электроустановок и необходимости обеспечения требований пожарной безопасности. Именно с таким подходом в последние годы размещаются посадочные площадки, поэтому установленные нормы не приведут к изменениям стоимости возведения соответствующих объектов.
Наличие сертифицированных элементов системы светосигнального оборудования устанавливается Воздушным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем аналогичные требования СП 511 применимы только для соответствующих объектов инфраструктуры посадочных площадок и их оборудования при наличии соответствующих требований в составе задания на проектирование в соответствии с указанным сводом правил. Дополнительных сертификационных процедур и иного регулирующего воздействия для «проверенных производителей света» документом не установлено.
Таким образом, новый СП 511 не устанавливает излишних и обязательных требований, в том числе ведущих к необоснованному удорожанию строительства посадочных площадок. Более того, документ позволяет не разрабатывать СТУ, что сокращает как административные, так и финансовые издержки.
Следует отметить, что до утверждения СП 511 прошел все установленные процедуры: публичное обсуждение, экспертизу технического комитета (ТК) 465 «Строительство», в рамках которого все замечания Ассоциации «Аэропорт» были приняты и учтены. Свод правил также был согласован с Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России) и Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).