НОСТРОЙ и представители профессионального сообщества обсудили вопросы обеспечения контроля СРО за деятельностью своих членов
Ассоциация «Национальное объединение строителей» продолжает работу по разработке проекта стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов». В рамках широкого обсуждения проекта этого стандарта, предложенного НОСТРОЙ в августе этого года, в рамках IV Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ-2017) НОСТРОЙ провел круглый стол «Контроль саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов». Модератором круглого стола, в котором приняли участие более 70 человек, выступил Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.
Открывая дискуссию, Виктор Прядеин отметил, что в соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации, у саморегулируемых организаций значительно расширены функции контроля и проверки, поэтому СРО предстоит серьезно скорректировать работу со своими членами.
Одним из важных законодательных нововведений стало появление компенсационного фонда договорных обязательств (КФ ОДО), которое вызвало много вопросов:
Обсуждение этих новых для СРО вопросов и поиск ответов на них в широкой экспертной среде и стало главной целью круглого стола НОСТРОЙ.
Тему проверок и контроля СРО за действиями своих продолжил заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Сергей Пугачев в докладе «Стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ в строительстве. Статус, состав, контроль за соблюдением». Он отметил, что законодательная база стала жестче. Если раньше 57 % СРО приняли стандарты, разработанные НОСТРОЙ, добровольно, то сейчас ситуация другая – стандарты становятся обязательными для всех СРО и их членов после утверждения их Советом НОСТРОЙ. Из разработанных 236 стандартов на процессы выполнения работ Совет НОСТРОЙ уже утвердил перечень из 141 стандарта, соблюдение требований которых СРО теперь должны проверять у своих членов.
При внедрении стандартов очень важно применение их региональными и отраслевыми заказчиками. В этих целях НОСТРОЙ заключил соглашения с 26 субъектами Российской Федерации, а также с крупнейшими компаниями в различных отраслях. В соглашениях закреплены, в том числе, обязательства по применению стандартов НОСТРОЙ при формировании конкурсной документации, при проведении экспертизы, при проведении проверок органами строительного надзора и контроля.
В НОСТРОЙ заинтересованы, чтобы эти стандарты входили в состав проектной документации, а именно в проект организации строительства. Тогда саморегулируемые организации при проведении контроля смогут учитывать результаты проверки государственных органов строительного надзора и контроля, которые проверяют соблюдение, в том числе, проектной документации. Законность ссылок на стандарты НОСТРОЙ в соответствующих разделах проекта организации строительства подтверждена ФАУ «Главгосэкспертиза».
Важно, подчеркнул Сергей Пугачев, чтобы в ближайшее время СРО довели информацию о Перечне стандартов, подлежащих контролю СРО, до всех членов СРО. Каждой строительной компании необходимо выбрать те стандарты, которые относятся к ее деятельности, и принять их к обязательному внедрению и исполнению своим локальным нормативным актом (приказом).
Соответствующие разъяснения по подготовке приказа и плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов в строительных компаниях размещены на сайте НОСТРОЙ. В течение 2017-2018г.г. НОСТРОЙ рекомендует СРО проверять соблюдение процедуры внедрения стандартов у своих членов (наличие соответствующих приказов и планов). Одновременно запланирована разработка единого стандарта деятельности СРО по контролю за соблюдением стандартов на процессы выполнения работ в строительстве.
Заместитель директора Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Антон Забелин в докладе «Контроль СРО за исполнением договорных обязательств» обратил внимание участников круглого стола, что при осуществлении контроля СРО за исполнением ее членами обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (тендер), необходимо четко определить границы и предмет проверки.
Во-первых, следует учитывать, что такой контроль осуществляется только в отношении контрактов, заключенных в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации № 615.
Во-вторых, при получении информации о заключенном договоре нужно помнить, что не все заключаемые членом СРО контракты подлежат контролю со стороны СРО. В частности, контролю подлежат контракты только на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а договоры на текущий ремонт и содержание недвижимого имущества, а также на приобретение жилья не входят в сферу контроля и ответственности СРО.
В-третьих, необходимо определять предмет контроля по каждому контракту. С учетом возложенной на СРО ответственности за начисленные ее членам штрафы по контракту саморегулируемая организация должна уделять особое внимание контролю тех обязательств своих членов, неисполнение которых влечет за собой штрафные санкции. Выступающий отметил, что предлагаемый перечень контролируемых обязательств содержится в проекте стандарта «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов», размещенном на сайте НОСТРОЙ для общественного обсуждения.