Виктор Прядеин: Останутся ли регионы без строителей и как продвигается реформа саморегулирования.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин в эфире радиостанции «Соль» рассказал, как продвигается рефома саморегулирования в строительной отрасли.
Валентина Ивакина: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Это программа «Zoom» на радио СОЛЬ, у микрофона Валентина Ивакина.
Наш сегодняшний эфир называется следующим образом: останутся ли регионы без строителей, и как продвигается реформа саморегулирования строительной отрасли. Почему решили затронуть эту тему. Сегодня, 10 октября, журналисты «Известий» опубликовали материал под заголовком «Регионы рискуют остаться без строителей». В этом материале речь идет о том, что в октябре Ростехнадзор приступил к проверкам саморегулируемых организаций, иначе говоря, СРО, работающих в строительной сфере. И результатом этой проверки может стать то, что в некоторых регионах строители уйдут с рынка. Как это все объясняется: ссылаются журналисты на оценку Национального объединения строителей. И, якобы, по оценке этого объединения есть основания прекратить деятельность как минимум 64 саморегулируемых организаций в регионах, причем в каждом СРО состоит порядка ста строительных компаний.
Регионы риска — Волгоградская, Костромская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская и Смоленская области. Также говорится, что Ростехнадзор будет проводить проверку с самых подозрительных и заканчивая теми, к которым вопросов не имеется. Наиболее частые нарушения, которые выделяются, — недостаточные взносы компаний, которые выделяются на компенсационный фонд, что ставит под угрозу его существование. Какие-то организации вообще средств не вносят. Компенсационный фонд это, скажем так, та копилка, из которой в том случае, если на строительном рынке что-то пошло не так, берутся средства, чтобы риски оплатить, погасить и прочее.
Также СМИ напоминают, что саморегулирование в строительстве действует с 2010 года, заменив существовавшее ранее лицензирование. И реформа саморегулирования вступает в финальную стадию. В рамках программы попробуем найти ответы на вопросы, действительно ли существует риск, что регионы останутся без строителей. Не все, но некоторые. И на какой стадии сейчас находится реформа. У нас на связи Исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строителей» Виктор Прядеин.
Виктор Васильевич, здравствуйте.
Виктор Прядеин: Здравствуйте.
В.И.: Обсуждаем сегодня сообщения в ряде СМИ, в частности, в «Известиях». С октября Ростехнадзор приступил к проверкам саморегулируемых организаций. И результатом этой проверки может стать исчезновение со строительного рынка некоторых строительных компаний из-за недостаточных взносов в компенсационный фонд. И ссылаются, в частности, на Национальное объединение строителей, что якобы в этом рисковом списке 64 СРО. Что по этому поводу можете сказать?
В.П.: Я хочу сказать, что в формулировках в этой статье, в газете «Известия», содержится неточная, некорректная информация. Мы такую информацию газете не предоставляли. Они ссылаются на какого-то эксперта, Сергея Должникова. Сказано следующее, что строительные компании, которые состояли в СРО, исключенные из госреестра, автоматически лишатся допуска к работам. Допуск к работам в градостроительном законодательстве отменен с первого июля 2017 года. Теперь не допуск к работам регулирует право строительной компании выполнять работы, а сам факт членства в СРО. И еще, членами СРО с первого июля 2017 года должны быть только генеральные подрядчики. То есть те организации, которые непосредственно заключают договор с заказчиком, застройщиком, собственником здания и так далее. Все остальные строительные компании в СРО не обязаны быть. До первого июля 2017 года практически все строительные компании должны были быть членами СРО, а теперь только генподрядчики. Потому что на генподрядчиков возложена обязанность контролировать ход строительства и нести всю ответственность. Далее в этой статье сказано, что если проблему по исключению СРО из госреестра не решать, то в ряде регионов стройка может остановиться. Тоже неверное утверждение. Дело в том, что если произойдет такая ситуация, когда в субъекте РФ вдруг будут исключены из госреестра все СРО, тогда строители имеют право, и это предусмотрено градостроительным кодексом, на две опции.
Первая опция — это перейти в СРО соседнего региона. Никаких законодательных запретов для этого нет. Более того, все оставшиеся средства этих компенсационных фондов СРО, исключенных из госреестра, через Национальное объединение будут уплачены этим строителям, когда они будут переходить в СРО соседнего региона. То есть те деньги, которые это СРО сохранило, исключенное из реестра, попадут в Национальное объединение и будут отданы строителям.
Вторая опция — строители эти могут объединиться и создать новую некоммерческую организацию, которая получит статус СРО. Для статистики. В начале года в РФ в госреестр СРО Ростехнадзор включил семь новых некоммерческих организаций в области строительства. То есть СРО создаются, нормальный процесс идет. И это вторая опция, которая есть у строителей. Либо перейти в СРО соседнего региона, либо создать свою некоммерческую организацию, которая будет претендовать на получение статуса СРО.
Поэтому ссылки в этой статье, которые даны на этого Сергея Должникова, на мой взгляд, не соответствуют действующему законодательству и искажают ситуацию. От того, что какую-то СРО Ростехнадзор исключит из госреестра, катастрофы нигде не произойдет. И многие строители узнают даже с задержкой об этом обо всем.
Мы с момента изменения градостроительного кодекса можем констатировать, что из Государственного реестра саморегулируемых организаций было исключено 22 СРО в области строительства. Часть из них за нарушения, которые они допустили. Это нормальный процесс. Часть включают, часть исключают из реестра. И у строителей всегда остается возможность, у генподрядчиков прежде всего, потому что субподрядчики, малый и средний бизнес строительный, освобождены от этой обязанности. Это целенаправленное движение государства на снижение нагрузки на малый и средний бизнес. В этой связи мы никакой проблемы не видим, это нормальный плановый процесс.
В.И.: Виктор Васильевич, тогда по проверке еще вопрос. Опять же в «Известиях» журналисты озвучивают такую цифру — 64 СРО могут быть прикрыты в ближайшее время. А это как минимум сто строительных компаний в каждой.
В.П.: У нас данные по мониторингу компенсационных фондов всех саморегулируемых организаций в области строительства размещаются на нашем сайте, они обновляются еженедельно. Вы можете почерпнуть информацию оттуда. А что касается проверок Ростехнадзора, вам надо комментарий получать в Ростехнадзоре или в Минстрое. Опять же, в этой статье сказано о том, что комментарий в этих ведомствах получить не удалось, хотя, по нашим сведениям, специалисты из Минстроя и Ростехнадзора с журналистом общались, и просто коллеги-журналисты не успели дописать и включить в эту статью. Так хотелось, видимо, жаркую новость в номер поставить. Нам кажется, что здесь нужно более профессионально и комплексно освещать событие, а не ссылаться только на двух экспертов, а также еще и на федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен осуществлять контроль и надзор в этих сферах деятельности. А без их профессионального мнения такие материалы лучше не публиковать. Иначе такие казусы будут возникать, когда написали то, что даже законодательством не предусмотрено. Коллеги из Минстроя и Ростехнадзора, мы с ними часто взаимодействуем, и они всегда оперативно и качественно дают комментарии.
В.И.: Еще один вопрос по реформе: саморегулирование строительной отрасли вступает в финальную стадию. Как оцениваете, с чем мы вступаем в финальную стадию? Как можно охарактеризовать эту сферу сегодня?
В.П.: Система саморегулирования самоочистилась, и это очищение подходит практически к концу. Строители вернулись в СРО, в свои регионы. Они теперь смогут принимать участие в жизни и работе своих СРО. И не будет такой ситуации, когда строитель Сахалина купил допуск по интернету в СРО Москвы, и ни СРО Москвы его никогда не видели, ни строитель Сахалина в этой СРО никогда не был. Но при этом все друг за друга отвечают. Ситуация теперь ликвидирована с первого июля 2017 года. Поэтому мы воспринимаем итоги реформы саморегулирования положительно. Видим в этом больше участия и большую роль самих строителей, для которых эта система и была создана.