Экспертный Совет НОСТРОЙ провел очередное заседание
26 февраля 2018 года в пгт. Шерегеш Кемеровской области в рамках мероприятий Окружной конференции НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу состоялось 56-е заседание Экспертного Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей» по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере под председательством Антона Глушкова. В заседании приняли участие 18 членов Экспертного Совета из 30, а также Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.
Леонид Бандорин доложил об основных положениях законопроекта № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории». Законопроект затрагивает многочисленные вопросы в области градостроительной деятельности. В частности, уточняются полномочия Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в части указания на то, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территории двух и более субъектов Российской Федерации, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями). После обсуждения была создана рабочая группа для подготовки экспертного заключения.
Александр Мешалов доложил о подготовленном экспертном заключении на законопроект № 275648-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», направленный на повышение качества проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Эксперты обсудили целесообразность наделения государственного строительного надзора правом внесудебного обжалования заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и пришли к выводу, что реализация указанного права не должна существенным образом увеличивать сроки прохождения застройщиками административных процедур в строительстве. Экспертный Совет утвердил представленное заключение.
Виктор Прядеин проинформировал присутствующих о позиции НОСТРОЙ по законопроекту № 374843-7, который содержит положения о так называемой «амнистии СРО». По мнению Национального объединения строителей, принятие законопроекта в части «амнистии СРО» будет иметь больше негативных, нежели положительных последствий для системы саморегулирования в строительной сфере и для строительной отрасли в целом. В частности, Виктор Прядеин обратил внимание на то, что саморегулируемые организации, сохранившие средства компенсационного фонда, внесенные действующими членами (то есть утратившие компфонд в незначительном объеме), по предложенной редакции абзаца 2 части 10 статьи 3.3. Федерального закона№ 191-ФЗ в логике законопроекта не нуждаются в принятии решения о пополнении компенсационных фондов. Вместе с тем редакция статьи 8 законопроекта предусматривает возможность сохранения сведений в государственном реестре СРО только для тех организаций, которые приняли решения о пополнении компенсационных фондов. Кроме того, законопроект может стимулировать руководство недобросовестных СРО, значительно утерявших средства, проводить преднамеренное исключение членов с целью минимизировать размер дополнительных взносов. Также законопроект не предусматривает механизма исключения сведений о СРО, которые примут решение о пополнении компфондов, но не исполнят его. Законопроект не описывает судьбу тех средств, которые СРО могут получить в результате завершения процедуры банкротства кредитных организаций. Кроме того, не урегулированы последствия принятия законопроекта для СРО, которые уже были исключены из госреестра по решению Ростехнадзора, а также для тех СРО, которые успели увеличить размеры компенсационных фондов до «исторического максимума». Леонид Бандорин отметил, что в пояснительной записке к законопроекту нет упоминания о нормах, связанных с СРО, что является нарушением Регламента Государственной Думы. Антон Глушков поручил рабочей группе доработать экспертное заключение к следующему заседанию. Экспертный Совет принял соответствующее решение.
Наталья Разумова доложила об основных положениях законопроекта № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Она отметила, что законопроект не учитывает специфику регулирования строительной отрасли, не соотносит государственный и муниципальный контроль с контрольными полномочиями СРО по отношению к своим членам. Экспертным Советом была создана рабочая группа для рассмотрения законопроекта и подготовки экспертного заключения.
Сергей Бабелюк предложил экспертам рассмотреть проблему, выявленную в деятельности СРО по контролю договорных обязательств своих членов: в случае, когда заключенные контракты содержат информацию, относящуюся к государственной тайне, получить информацию о таких контрактах (а значит, проконтролировать их исполнение) из открытых источников не представляется возможным. Экспертным Советом принято решение вынести вопрос на обсуждение окружных конференций для анализа практики контрольной деятельности СРО в этой области и формирования предложений по совершенствованию законодательства при необходимости.
Также была рассмотрена «вторая волна» поправок к Градостроительному кодексу Российской Федерации. Проект таблицы поправок был направлен на обсуждение ближайшими окружными конференциями. Членам Экспертного Совета поручено принять активное участие в обсуждении таблицы поправок на окружных конференциях и обратить особое внимание на возможность решения той или иной проблемы, отраженной в таблице, без внесения изменений в действующее законодательство.
Кроме того, Экспертный Совет утвердил заключения на законопроекты, предполагающие изменения законодательства о долевом строительстве (№ 322981-7 и № 322973-7).