Состоялись Парламентские слушания на тему: «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации»
23 ноября 2018 года в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания, на которых обсуждался проект федерального закона № 550294-7
«О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». В Парламентских слушаниях приняли участие Депутаты Государственной думы Галина Хованская, Петр Толстой, Алексей Диденко и другие депутаты, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Никита Стасишин, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин. От НОСТРОЙ в мероприятии принимал участие Директор департамента нормативного и методического обеспечения Александр Мешалов.
Галина Хованская отметила, что в отличие от программы ликвидации аварийного жилья и других государственных жилищных программ, которые имеют точечный и срочный характер, программа реновации представляет собой постоянно действующий механизм обновления жилищного фонда, направленный на недопущение появления аварийного жилья. Законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» отличается от механизма реновации, действующего в Москве. В первую очередь, тем, что предусматривает не только снос ветхого, устаревшего жилья, но и его реконструкцию. Отметила успешный опыт реконструкции жилья в г. Омске, который позволяет увеличить площадь квартир и общественных пространств, при этом стоимость реконструкции в десятки раз ниже нового строительства. Также отличительной чертой региональной реновации от московской является широкое привлечение к реализации программ частных инвестиций. Галина Хованская назвала три основных условия успешной реализации программ реновации в Российской Федерации: это желание глав регионов, согласие жителей и создание условий для привлечения внебюджетных средств. Также подчеркнула, что законопроект о реновации носит рамочный характер, поскольку невозможно детально прописать все условия реновации без учета региональных особенностей. Вместе с тем, нормы, связанные с защитой прав граждан, будут детально прописаны в законе. Кроме того, требуется внесение изменений в Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в федеральные законы о принципах деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Никита Стасишин отметил, что для успешной реализации реновации в регионах необходимо консолидировать средства всех имеющихся программ, связанных с развитием жилищного строительства, созданием комфортной городской среды, программ капитального ремонта и др. Подчеркнул также, что прежде чем начинать реновацию в регионе, в первую очередь следует выяснить состояние дел с магистральной инфраструктурой, с мощностями, с программами развития субъектов естественных монополий, а только потом предлагать гражданам программы реновации.
Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин обратил внимание на необходимость создания одинаковых условий реализации программ реновации как при строительстве МКД, так и при строительстве ИЖС. Предложил создать при Минстрое России специальный коллегиальный орган, который будет координировать работу по реализации реновации в регионах Российской Федерации и оказывать им необходимую методическую помощь.
Олег Рурин рассказал, что в программа обновления жилищного фонда реализуется в России уже 10 лет. За это время более 1 млн. человек получили новое жилье. Расселено 16 млн. кв. м аварийного жилья, создано 18 млн. нового жилищного фонда. При этом привлекаются в основном средства федерального, регионального и муниципального бюджетов. И только 4% частных инвестиций привлекаются в рамках реализации договоров РЗТ. Сегодня поставлена задача значительно расширить применение института развития застроенных территорий, создать для инвесторов привлекательные условия реализации договоров РЗТ. В настоящее время подготовлен законопроект о расширение перечня объектов, которые могут находится в границах территории РЗТ, и которые могут быть изъяты для государственных нужд при реализации договора РЗТ. Совместно со строительным сообществом необходимо определить комплекс дополнительных мер и правовых механизмов, для того, чтобы институт РЗТ заработал в полную силу. Выразил мнение о необходимости согласования всех имеющихся институтов и программ развития территорий, таких как КУРТ, КОТ, РЗТ, реновация, расселение аварийного жилья, программы капитального ремонта и другие.
По итогам парламентских слушаний будет подготовлена резолюция.