Состоялось первое масштабное обсуждение стратегии развития строительной отрасли до 2030 года
Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» состоялась 15 апреля 2019 года при поддержке Минстроя России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Открывая пленарное заседание, его модератор, вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что всё, что происходит в строительстве, отражает экономические процессы в других отраслях, и призвал собравшихся к активной работе.
«У строительного сообщества впервые за последние годы появилась возможность активно принять участие в формировании образа будущего строителя, макроэкономических показателей и устройства строительной сферы», – подчеркнул он.
В пленарном заседании приняли участие заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин, Первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Глеб Покатович, вице-президент Российского Союза Строителей Анвар Шамузафаров, ректор Московского государственного строительного университета Андрей Волков, Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, а также представители региональных органов власти, саморегулируемых и строительных организаций.
Ефим Басин в своем приветственном слове обозначил три актуальные проблемы строительной отрасли: снижение инвестиций, падение объема ввода жилья в эксплуатацию, низкая рентабельность по сравнению с инфляцией. Он также напомнил, что Президент России поставил задачи улучшить жилищные условия 5 млн граждан и увеличить ввод жилья в эксплуатацию до 120 кв. м в год. Ефим Басин подчеркнул, что при разработке стратегии развития строительной отрасли необходимо учесть соотношение многоквартирных и малоэтажных домов, так как только малоэтажное строительство может обеспечить загрузку малых и средних застройщиков.
Дмитрий Волков поприветствовал собравшихся от имени главы Минстроя России Владимира Якушева и рассказал о принятых министерством подходах к разработке стратегии развития строительной отрасли. Он подчеркнул, что речь идет именно о стратегии отрасли, а не о стратегии Минстроя, поэтому в ее разработке должны участвовать все заинтересованные стороны.
По словам Дмитрия Волкова, во-первых, стратегия должна быть прорывной, ставить задачи, которые в текущей деятельности могут казаться второстепенными, но они будут «заглядывать за горизонт». Во-вторых, работа должна помочь создать сплоченное профессиональное сообщество, которое будет успешно функционировать и после утверждения стратегии как документа. Исходя из этих задач, была выбрана полицентричная модель работы над главным отраслевым документом: отдельных разделы стратегии разрабатываются на базе организаций с соответствующими компетенциями.
Дмитрий Волков отметил, что стратегия создается, чтобы повысить конкурентоспособность российских строительных компаний как внутри страны, так и на международном рынке. Важные задачи – цифровизация и переход к «бесшовному» градостроительному регулированию.
Мысль Антона Глушкова о связи строительства со всеми остальными отраслями продолжил Глеб Покатович. Он подчеркнул, что стратегия развития строительной отрасли выходит за рамки одного нацпроекта, более того – ни одна из национальных задач не может быть решена без развития строительной отрасли. Цель работы, по его мнению, – разработать документ, который действительно поможет решить все задачи, а не просто будет одобрен всеми за счет отсутствия «острых углов». При этом нужно адаптировать и использовать наиболее эффективные мировые практики.
Анвар Шамузафаров в своем докладе сделал акцент на финансировании строительства. Он подчеркнул, что сейчас более 94 % финансирования – это частные инвестиции, роль государства сегодня сократилась до минимума. Одной из важнейших задач работы над стратегией развития строительной отрасли он назвал привлечение в строительство инвестиций.
Доклад Виктора Прядеина был посвящен системе допуска на рынок строительных услуг. В самом начале он уточнил, что речь идет не только о реформе саморегулирования, но и о системе аукционов, административных процедурах, о ценообразовании и госнадзоре в строительстве. Среди существующих проблем он отметил устаревшую нормативно-техническую базу, избыточное государственное регулирование, наличие «брешей» в государственной контрактной системе. Поэтому ключевыми направлениями, которые должны быть отражены в стратегии, Исполнительный директор НОСТРОЙ назвал создание равных требований ко всем участникам строительного процесса; противодействие демпингу; справедливое вознаграждение подрядчика за выполненные работы, для чего должна быть модернизирована система приемки работ; введение квалификационных требований не только к подрядчикам, но и к заказчикам, представителям госстройнадзора – они должны быть не менее компетентными, чем подрядчики, ответственность должна быть зеркальной.