Антон Мороз на Форуме Северных муниципалитетов рассказал о реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» и об участии НОСТРОЙ в разработке Стратегии 2030
17 октября 2019 года в Сургуте в рамках Форума Северных муниципалитетов состоялся круглый стол «Государственная политика устойчивого развития территорий - муниципалитетам». Его участники обсудили опыт идей и лучших практик устойчивого развития в сфере экологии, АПК, строительства, а также вопросы консолидации общества, власти и бизнеса, доведения государственной политики в рамках национальных целей до муниципальных образований, предпринимателей, общественности.
В ходе мероприятия прошло совещание с представителями строительного комплекса региона и северных территорий по вопросам реализации Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года и национального проекта «Жильё и городская среда».
В президиум вошли заместитель руководителя департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства РФ Александр Степанов, первый заместитель директора департамента строительства ХМАО Кирилл Мыскин, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
По мнению Антона Мороза, низкие показатели объема проектного финансирования не позволяют застройщикам браться за новые проекты, именно поэтому на данный момент наиважнейшей задачей является увеличение доступности проектного финансирования, для решения которой необходимо принять меры по увеличению финансовой устойчивости застройщиков при переходе на эскроу-счета.
«Мы неоднократно говорили о необходимости установления стандартов проектного финансирования и о том, что Рекомендации Минстроя, ДОМ.РФ и ЦБ от 15 апреля 2019г. не оказывают серьезного влияния на увеличение объемов проектного финансирования и на совершенствование взаимоотношений застройщиков и банков, поскольку в них не отражены такие ключевые моменты, как критерии расчета ставок проектного финансирования, условия договора целевого кредита, требования к предмету залога и т.д. Пока этот вопрос никак не решается. По нашему мнению, сейчас нужно сделать важный шаг и внести в законодательство нормы, регулирующие отношения застройщика и банка при предоставлении проектного финансирования, а именно запретить увеличение процентной ставки в ходе строительства, капитализацию процентной ставки и взимание дополнительных плат и комиссий. Кроме того, необходимо предоставить возможность застройщикам осуществлять приобретение земельных участков с использованием расчетов площадями в домах, строительство которых должно будет производиться на данном участке. Реформа долевого строительства привела к невозможности зачета встречных однородных требований и по сути к возложению на застройщика бремени 100% оплаты стоимости земли денежными средствами в момент покупки нового проекта, что значительно увеличивает инвестиционные затраты застройщиков на предпроектной стадии, а в условиях ограниченности оборотных средств, делает проекты жилищного строительства нереализуемыми», - констатировал Мороз.
Ко всему прочему нужно внести изменения в налоговое законодательство, принять меры по развитию института гарантирования ДОМ.РФ, которое позволит региональным застройщикам с низкой рентабельностью получить проектное финансирование, поскольку сейчас такое гарантирование в регионах пока не развито, а также применить к перешедшим на механизм эскроу-счетов застройщикам «регуляторную гильотину» в целях исключения избыточного контроля за их деятельностью. Именно при выполнении всех перечисленных условий, по мнению Антона Мороза, проектное финансирование сможет заработать в больших объемах.
В завершение доклада он ещё раз напомнил о тех мерах, которые предлагает НОСТРОЙ для того, чтобы остановить уход застройщиков с рынка и достигнуть необходимых показателей национального проекта. Данные предложения были озвучены президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко, были одобрены, и в настоящее время по ним ожидается соответствующее поручение Правительства РФ. Большинство предложений уже вошли в проект поручения.
Это защита малого и среднего предпринимательства в строительной сфере; проведение индексации сметных нормативов; развитие индустрии строительных материалов и проектов индустриального домостроения в регионах; обеспечение жилищного строительства земельными ресурсами, обеспеченными необходимой градостроительной документацией и инфраструктурой; урегулирование правовых отношений в процессе устранения недостатков МКД; снижение связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения расходов, для чего нужно предоставить ресурсоснабжающим организациям льготное кредитование на длительный период с последующим возвратом средств за счет потребителей ресурсов.
«Кроме того, мы предлагаем создать систему государственной поддержки экспорта строительных услуг российскими компаниями, устранить избыточные технические требования при строительстве МКД и общественно-деловых зданий, стимулировать рост и развитие компетенций в строительстве на всех уровнях - от подрядчиков до заказчиков, в том числе путем введения обязательной независимой оценки квалификации и создать региональные Центры финансового консультирования застройщиков», — заключил Антон Мороз.
После этого он рассказал об участии НОСТРОЙ в разработке Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, сообщив о проведенном в феврале установочном совещании под руководством Минстроя России, в ходе которого был сформирован основной подход к разработке Стратегии – выбрана полицентрическая модель написания документа и определены базовые направления и участники разработки, а именно 11 проектных команд и базовых организаций, осуществляющих подготовку документа. Далее были проведены множественные мероприятия, направленные на формирование проекта Стратегии – заседания проектных команд и рабочих групп в их составе, а также 4 Стратегические Сессии, направленные на решение отдельных задач Стратегии, в работе которых приняли участие представители ФОИВ и учреждений, бизнес-сообщества, профобъединений, представителей РОИВ, представителей научного и экспертного сообществ. Кроме того, в ходе разработки Стратегии были проведены 5 круглых столов по отдельным её блокам.
«Национальному объединению строителей в работе по написанию Стратегии отведена ключевая роль, и сегодня можно говорить о том, что нацобъединение стало двигателем разработки проекта Стратегии. НОСТРОЙ стал разработчиком двух разделов Стратегии – «Комплексное развитие» (этот раздел писал Аналитический центр) и «Функционирование рынка строительных услуг». Также нацобъединение координировало работу проектных команд и обеспечивало участие своих представителей в работе Стратегических сессий в других проектных командах», - говорит Мороз.
Далее он кратко рассказал об основных целях и принципах Стратегии, а также о сформулированных на их основе основных показателях.
«Более чем двукратное удвоение показателей к 2030 году «Инвестиции в здания и сооружения» и «Объем работ по виду деятельности «Строительство» сформированы строительным сообществом, а их необходимость была обоснована Президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым в ходе Стратегических Сессий», - отметил вице-президент НОСТРОЙ.
Затем он осветил этапы подготовки проекта Стратегии, более подробно остановившись на стадии общественного обсуждения, в результате которого к представленному документу поступило более 50 предложений и замечаний, большинство из которых было полностью либо частично учтено.
«К примеру, проектом Стратегии был предусмотрен пересмотр системы оценки участников закупок путем понижения значимости цены при определении победителя закупки, в том числе путем внедрения рейтинговой системы оценки участника закупки», - комментирует Мороз.
Говоря об итогах доработки Стратегии, он сообщил, что 30 сентября 2019 года Минстроем России проект Стратегии развития строительной отрасли внесен на рассмотрение Правительства России.
Также отдельно и подробно вице-президент НОСТРОЙ рассказал о повышении роли саморегулируемых организаций и национальных объединений в формировании государственной политики в области строительства и в реализации национальных проектов. Антон Мороз призвал участников совещания максимально активно включаться в работу, проводимую НОСТРОЙ, для продвижения и защиты интересов строительных компаний.
Александр Степанов представил доклад о работе Минстроя России, рассказав о проводимых министерством на постоянной основе мероприятиях, которые обеспечат реализацию показателей, намеченных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Отдельное внимание он уделил задачам Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» и проблемам, связанным со строительством в Арктической зоне – в районах распространения вечномерзлых грунтов. Степанов сообщил, что в связи с этим Минстроем разрабатывается нормативная база для проектирования и строительства в вечной мерзлоте, и, кроме того, учитывается специфика сурового климата северных регионов при планировке и застройке в иных нормативно-технических документах.