Экспертный совет НОСТРОЙ провел заседание в Кабардино-Балкарской Республике
74-е заседание Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере состоялось 31 января 2020 года в поселке Терскол (Кабардино-Балкарская Республика) под председательством Алексея Белоусова. В заседании приняли участие 21 член Экспертного совета из 30, а также координатор НОСТРОЙ по Северо-Кавказскому федеральному органу Фидар Кудзоев, председатель Совета Союза «Строители Кабардино-Балкарской Республики» Руслан Мазлоев, генеральный директор Союза «Строители Кабардино-Балкарской Республики» Эдуард Шихалиев, заместитель директора по связям с общественностью Союза «Уральское объединение строителей» Денис Снетков и эксперт Департамента по контролю и надзору Союза «Уральское объединение строителей» Константин Курбатов.
Первый блок вопросов насыщенной повестки заседания был посвящен законопроектам, разработанным в рамках реализации административной реформы («регуляторной гильотины»). Наталья Разумова представила подготовленные рабочей группой под ее руководством экспертные заключения на законопроекты «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (№ 850621-7), «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (№ 851072-7), «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (размещен на портале www.regulation.gov.ru, ID проекта 02/04/11-19/00097558). Законопроекты предполагают реформу контрольно-надзорной деятельности и концептуально были поддержаны Экспертным советом. Однако, по мнению экспертов, при подготовке законопроектов недостаточно учтена роль системы саморегулирования в вопросах контроля и надзора за деятельностью строительных организаций, не используется потенциал саморегулируемых организаций и их национальных объединений в вопросах установления обязательных требований, исполнения контрольных функций, разработки стандартов. Эти предложения были сформированы и обобщены сообществом в ходе разработки Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Также в ходе обсуждения заключения на законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» было отмечено, что отдельные замечания, направленные при подготовке заключения в Минстрой России, уже учтены при доработке законопроекта (в частности, из функций национальных объединений саморегулируемых организаций не исключили разработку и утверждение стандартов на процессы выполнения работ, как это предлагалось в исходной редакции). Экспертный совет утвердил представленные заключения и создал рабочую группу для рассмотрения законопроектов, поступающих в рамках «регуляторной гильотины», в том числе законопроектов «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части совершенствования планирования развития транспортной инфраструктуры и перевозок при градостроительной деятельности».
Алексей Белоусов представил экспертное заключение на проекты единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг по выдаче разрешения на строительство и по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработанные Минстроем России в реализацию Федерального закона от 27.12.2019 № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В заключении сделаны отдельные замечания к представленным проектам, в том числе, по мнению экспертов, непредставление необходимых документов государственными органами, органами местного самоуправления, в распоряжении которых находятся указанные документы, не может являться основанием для отказа в предоставлении услуг по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку в соответствии с действующим законодательством, а также проектируемыми нормами единых стандартов значительная часть документов предоставляется в порядке межведомственного взаимодействия. Кроме того, эксперты указали на необходимость учета положений Федерального закона от 27.02.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», устанавливающего обязательные требования к порядку предоставления государственных услуг, в том числе к единым стандартам. Экспертный совет утвердил представленное заключение.
Представители Союза «Уральское объединение строителей» Денис Снетков и Константин Курбатов вынесли на рассмотрение Экспертного совета инициативу по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 44-ФЗ в целях установления случаев обязательного членства государственных и муниципальных заказчиков в СРО на период строительства объекта, а также в целях изменения сроков рассмотрения заявок подрядными организациями. По мнению авторов инициативы, указанные изменения будут способствовать выстраиванию профессионального диалога в технической области между подрядчиком и заказчиком, а также предоставят подрядчикам возможность лучше подготовиться к аукционам. В ходе обсуждения инициативы Фидар Кудзоев отметил, что вопрос о членстве заказчиков в СРО актуален, однако необходимо учитывать, что в бюджетах муниципальных заказчиков затраты, связанные с членством в СРО, не предусмотрены, это повлечет значительную финансовую нагрузку. Ирина Кузьма, в свою очередь, обратила внимание на необходимость соблюдения баланса интересов сторон при рассмотрении вопроса об увеличении до 21 дня срока размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона. Инициатива был передана в рабочую группу Экспертного совета по контрактной системе для предметного обсуждения с участием представителей Союза «Уральское объединение строителей» и подготовки экспертного заключения. Напомним, что в ходе разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года рабочая группа под руководством НОСТРОЙ предложила значительные изменения контрактной системы в строительстве, которые призваны стимулировать добросовестных подрядчиков, инвестирующих в развитие технологий, квалификаций и поддерживающих свою репутацию, сместить акцент с цены на квалификацию и опыт подрядных организаций, расширить горизонт планирования подрядного бизнеса.
Александр Мешалов доложил об основных положениях экспертного заключения на законопроект № 583143-7, предполагающий изменение требований к специалистам, сведения о которых включаются в НРС. Докладчик отметил, что решение указанного вопроса назрело, однако к вопросу порядка формирования НРС необходимо подходить комплексно. Рабочей группой Экспертного совета по результатам широкого обсуждения с профессиональным сообществом на окружных конференциях, тематических сессиях и круглых столах, прошедших в 2019 году, подготовлена концепция, объединяющая независимую оценку квалификации и ведение национального реестра специалистов. Основные положения этой концепции изложены в проекте экспертного заключения. В частности, Экспертным советом предлагается включить в национальные реестры специалистов всех специалистов по организации строительства, каждого на своем уровне квалификации, со своими квалификационными требованиями, трудовыми функциями и ответственностью. Включение в НРС станет возможным после подтверждения реальной квалификации специалиста путем проведения независимой оценки в ЦОКах. Это позволит отразить в НРС реальный перечень специалистов, организующих работу у членов СРО, с учетом различий в уровнях и наименованиях квалификаций у различных специалистов. Присутствующие утвердили представленное заключение.
Юрий Курикалов доложил об экспертном заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года). Докладчик сообщил, что заключение носит отрицательный характер, поскольку, признавая актуальность проблемы, члены рабочей группы полагают необходимым предусмотреть принципиально иной порядок реализации мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, нежели предложенный в законопроекте. Например, законопроект не содержит указаний на порядок оценки требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах объекта всемирного наследия, что свидетельствует о неполноте правового регулирования. Экспертный совет утвердил представленное заключение.