Виктор Прядеин на круглом столе Совета Федерации предложил разработанные НОСТРОЙ меры по снижению нагрузки на бизнес при подключении к сетям
17 февраля 2020 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел круглый стол на тему: «Механизмы обеспечения земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, инженерной инфраструктурой».
Открывая заседание первый заместитель председателя Комитета Аркадий Чернецкий указал на основные системные проблемы, связанные с обеспечением земельных участков инженерной инфраструктурой, а именно: высокий уровень износа действующих объектов коммунальный инфраструктуры; нехватка мощностей магистральных сетей для освоения новых земельных участков под жилищное строительство; недостаточность финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах; обременительные для застройщиков условия подключения к инженерным сетям; отсутствие синхронизации территориального и градостроительного планирования с инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Замглавы Минстроя России Никита Стасишин отметил, что в настоящее время происходит сокращение объема вовлеченных земельных участков в жилищное строительство. Основной причиной этого являются проблемы обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой. Объем текущего строительства сейчас составляет 102 млн кв. м жилья. Это меньше, чем в 2016-2018 годах, когда объем текущего строительства достигал 120-130 млн кв. м. Минстрой России провел мониторинг наличия в регионах страны перспективных земельных участков для жилищного строительства, на которые уже оформлена градостроительная документация, но пока отсутствуют разрешения на строительство в связи с необеспеченностью таких участков инженерной инфраструктурой. Анализ показал, что объем жилищного строительства на таких земельных участках составляет 136 млн кв. м. Для обеспечения перспективных земельных участков инженерной инфраструктурой потребуется 365 млрд рублей. Вложение указанных средств позволит достичь объемов текущего строительства в размере 120-130 млн кв. м. Вместе с тем, чтобы достичь итогового показателя нацпроекта по вводу жилья в размере 120 млн кв. м, нужно чтобы в 2022 году объем текущего строительства составлял не менее 180 млн кв. м. В связи с этим требуются дополнительные вложения из федерального бюджета, которые должны использоваться точечно, на реализацию конкретных проектов жилищного строительства.
Участники круглого стола единодушно отметили, что в связи с недостаточностью финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах строительство инженерной инфраструктуры в основном продолжает осуществляться за счет средств застройщиков. Однако при получении проектного финансирования указанные затраты не «вписываются» в проект. Уполномоченные банки кредитуют строительство инженерных сетей по отдельным кредитным договорам, и, соответственно, к ним не применяется специальная сниженная кредитная ставка, используемая при проектном финансировании. В связи с этим необходимо оказывать содействие застройщикам, строящим жилье и инженерные сети, при получении ими проектного финансирования. При этом банк, наряду с ресурсоснабжающей организацией, застройщиком, местными органами власти должен привлекаться в качестве полноценного партнера при решении вопросов обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин подчеркнул роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации в развитии инженерной инфраструктуры в регионах. Именно от них должна исходить инициатива по перспективному планированию и опережающему обеспечению территорий инженерной инфраструктурой.
Виктор Прядеин отметил, что для снижения затрат застройщиков при подключении к сетям существуют резервы, и озвучил меры, которые Национальное объединение строителей разработало для упрощения подключения строительного бизнеса к сетям. Например, подспорьем для застройщиков могли бы стать предварительные технические условия, получение которых должно являться своего рода офертой ресурсоснабжающих организаций на выполнение мероприятий по подключению объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Также необходимо повысить «прозрачность» формирования тарифов на подключение к сетям. В настоящее время отсутствует какой-либо независимый институт, который мог бы определить правильность расчетов сетевых организаций при определении технической возможности подключения к сетям, а также при расчете платы за подключение. Необходимо создать институт независимой оценки технических условий и решений в процессе присоединения к инженерным сетям.
Большое значение, указал Виктор Прядеин, имеет совершенствование правового регулирования отношений, связанных с переуступкой мощностей. В настоящее время кроме электрических сетей этот механизм практически не применяется в других видах энергоресурсов. Значительно сократило бы сроки жилищного строительства установление возможности корректировки технических условий без их отмены в случае внесения изменений в проект жилищного строительства. Также требуется унификация, стандартизация правил подключения (технологического присоединения) к различным видам сетей, а также переход на электронные формы взаимодействия застройщиков и сетевых организаций.
Участники круглого стола приняли решение о необходимости доработки проекта рекомендаций круглого стола с учетом предложений, высказанных в ходе заседания.