На совместной пресс-конференции Профсоюза садоводов России и НОСТРОЙ обсудили законопроект о комплексном развитии территорий
9 декабря 2020 года в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялась совместная пресс-конференция Профсоюза садоводов России и Национального объединения строителей на тему: «Законопроект о комплексном развитии территорий. Диалог сторон».
Участники пресс-конференции обсудили принятый Госдумой в сентябре 2020 года в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья)».
Председатель Профсоюза садоводов России Людмила Голосова акцентировала внимание на плохом урегулировании вопросов компенсаций, которые должны быть проведены в адрес граждан при реализации данного законопроекта.
Генеральный директор ООО «КрымЗемСтрой» Татьяна Панкова осветила проблемы садоводческих товариществ в Крыму и Севастополе, попросив обратить особое внимание на эти два региона.
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз согласился с тем, что законодательство на этих двух российских территориях на сегодняшний день применяется достаточно вольно. Зачастую это связано с существовавшим ранее переходным периодом после присоединения к территории России и выхода из состава юрисдикции украинского законодательства.
Говоря о законопроекте в целом, Антон Мороз отметил, что при доработке законопроекта о комплексном развитии территорий необходимо и важно обеспечить баланс интересов правообладателей территорий, государства, муниципалитетов и застройщиков, реализующих проекты КРТ.
«В течение октября-ноября этого года рассматриваемый законопроект прошел максимально возможное публичное обсуждение. Профессиональные, экспертные и предпринимательские сообщества изучили документ и направили свои замечания и дополнения разработчикам. Сейчас нужно дождаться доработанной редакции. А по вопросу учета интересов садоводческих и огороднических товариществ считаю, что необходимо подготовить перечень предложений по доработке законопроекта и направить в ответственный комитет Госдумы», - прокомментировал вице-президент НОСТРОЙ.
Антон Мороз также озвучил предложения НОСТРОЙ относительно данного законопроекта. Так, в отношении общих положений Национальное объединение строителей предлагает доработать сформулированные в законопроекте нормы о создании целостного механизма КРТ, определить единый перечень и признаки объектов, подлежащих включению в границы территории КРТ, включив в него, в частности, объекты ИЖС, жилые дома блокированной застройки, садовые дома и т.д., закрепить возможность сочетания различных видов объектов на территории КРТ.
Кроме того, по мнению вице-президента НОСТРОЙ, целесообразно предусмотреть в законопроекте норму, в соответствии с которой на застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, могут быть расположены помимо многоквартирных домов, объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие их функционирование, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах. Их включение в границы такой территории должно допускаться по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных районов в порядке, установленном Правительством РФ. Антон Мороз также отметил, что НОСТРОЙ уже предложил исключить из законопроекта нормы об установлении минимального процента площади территории КРТ (согласно законопроекту – 50%), которую должны занимать определенные законопроектом объекты недвижимости.
Также вице-президент НОСТРОЙ подчеркнул, что законопроект в значительной части затрагивает сферу имущественных и жилищных прав граждан. Национальное объединение строителей предлагает исключить из законопроекта положения, ограничивающие возможность реализации КРТ по инициативе правообладателей незастроенных земельных участков, находящихся в частной собственности, закрепить в законопроекте положения об обязанности органа местного самоуправления заключить договор КРТ с правообладателями объектов недвижимости – инициаторами КРТ. В данном случае должен быть закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора КРТ в таком случае. Также целесообразно установить критерии включения смежных земельных участков в территорию комплексного развития по инициативе правообладателей и установить обязанность соответствующих органов такое решение согласовать в случае соблюдения установленных требований.
Антон Мороз также констатировал, что законопроектом необоснованно ограничиваются полномочия органов местного самоуправления в области развития территорий.
«Принятие решений о КРТ органами государственной власти субъектов РФ вместо органов местного самоуправления может привести к усложнению и затягиванию процессов подготовки решений о КРТ в крупных муниципальных образованиях, в которых уже организована работа по реализации проектов КУРТ, к возникновению конфликтов между органами государственной власти российских субъектов и органами местного самоуправления, что негативно скажется на городском развитии», - резюмировал вице-президент НОСТРОЙ.
Поэтому предлагается исключить из законопроекта положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ.
Затрагивая земельные вопросы, Антон Мороз предложил в этой части расширить перечень объектов, для размещения которых правообладателям, реализующим проекты КРТ, могут предоставляться земельные участки из государственной или муниципальной собственности, устранить противоречие между законопроектом и ЗК РФ в части возможности предоставления застройщику земельных участков в границах территории КРТ как в собственность, так и в аренду, предусмотреть в законопроекте положения, позволяющие застройщику передавать права по договорам аренды земельных участков, предоставленных для КРТ и образованных их них земельных участков при условии передачи прав и обязанностей по договору КРТ.
Поднимая тему интересов застройщиков, Антон Мороз внес предложение ограничить применение предлагаемых законопроектом требований к опыту застройщика случаями создания многоквартирных домов.
«При этом целесообразно установить отбор инвестора для реализации проектов КРТ через конкурс, а не аукцион, установить порядок проведения такого конкурса, определив в законе возможные критерии отбора. Предусмотренное законопроектом требование к наличию у застройщика опыта строительства многоквартирных домов может быть установлено в качестве одного из критериев конкурса», - объяснил вице-президент НОСТРОЙ.
Кроме того, нужно ограничить право уполномоченного органа на односторонний отказ от договора случаями существенных нарушений договора застройщиком и закрепить положения, позволяющие застройщику продолжать реализацию проекта КРТ в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории в случае одностороннего отказа одной из сторон от договора в установленных законом случаях, заключил Антон Мороз.
В свою очередь Людмила Голосова акцентировала внимание на том, что садоводческие товарищества, в основном, находятся вблизи городов, и если по какой-то причине их территория изымается, то ее необходимо возместить такой же, равноценной.