Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз: 494-ФЗ позволяет решать на региональном уровне многие вопросы КРТ, но требует совершенствования
26 мая на панельной дискуссии 4-го Всероссийского практического семинара «Градостроительная деятельность – 2021» под модераторством ответственного секретаря Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству Светланы Бачуриной обсудили проблемы и перспективы реализации комплексного развития территорий в РФ в 2021 году.
С основным докладом на тему «Комплексное развитие территорий: государственная политика, проблемы, перспективы развития» выступил заместитель главы Минстроя России Дмитрий Волков.
Вопросы комплексного развития территорий и совершенствования законодательства осветил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
В начале своего выступления он кратко остановился на новом регулировании в КРТ. Говоря о перспективах активной реализации проектов КРТ на депрессивных территориях, Антон Мороз подчеркнул, что первая цель государства – увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн кв. м к 2030 году, а совокупный градостроительный потенциал территорий только жилой застройки в результате КРТ (с увеличением плотности застройки) составляет, по экспертным расчетам, примерно 800 млн кв. м. По состоянию на конец 2018 года, в России около 25,5 млн кв. м официального аварийного жилья – это 0,7% жилищного фонда. Докладчик констатировал, что многие города имеют значительные по площади заброшенные промышленные зоны, редевелопмент которых мог бы оказать значительное влияние на развитие города и привнести дополнительные поступления в бюджет.
«Новый Федеральный закон № 494-ФЗ все же имеет многие плюсы – прежде всего, он позволяет субъектам РФ многие вопросы КРТ регулировать на региональном уровне, а также устанавливает довольно широкий перечень объектов, которые разрешается включать в границы КРТ», – согласился Антон Мороз.
Однако при этом он указал на ряд выявленных экспертным и профессиональным сообществом недоработок 494-ФЗ и озвучил предложения по его совершенствованию.
К таковым относится:
прямо закрепить обязанность органов местного самоуправления обеспечить внесение изменений в ПЗЗ и генеральный план в связи с утверждением проекта планировки территории;
обеспечить возможность включать в КРТ жилую застройку с объектами ИЖС, независимо от наличия на таких территориях многоквартирных домов;
установить возможность получения согласия собственников аварийных и ветхих ИЖС, блокированных домов (по аналогии с ветхими МКД);
урегулировать КРТ по инициативе правообладателей в полном объеме – установить обязанность ОМС заключить такой договор, исчерпывающий перечень оснований для отказа от его заключения и т.д.;
для КРТ по инициативе правообладателей установить возможность предоставления публичных земельных участков для иных целей, помимо строительства инфраструктуры, а также обязанность ОМС по предоставлению таких земельных участков без торгов;
уточнить порядок определения общего совокупного объема строительства в целях проведения торгов на право заключения договора КРТ, в том числе путем указания на необходимость принятия соответствующего подзаконного акты о порядке таких расчетов;
рассмотреть вопрос о снижении либо об отмене установленных требований в части опыта строительства для мелких и средних застройщиков и для низкомаржинальных проектов, проектов ИЖС;
установить возможность расторжения договора КРТ только в судебном порядке.
В Национальном объединении строителей уверены, что применение механизма КРТ может обеспечить улучшение жилищных условий граждан, увеличить налогооблагаемую базу по налогам на имущество и землю, а также достичь показателей нацпроекта «Жилье и городская среда».