Президент НОСТРОЙ: «Для решения проблемы дефицита кадров в строительной отрасли нужно повышать привлекательность условий труда и заработной платы»
MEDIA-MIG неоднократно писал о том, что ряд отраслей российской экономики сегодня испытывают дефицит рабочей силы. Причин несколько: это и ограничения, связанные с пандемией, и сложности в пересечении границ, и высокая стоимость авиабилетов. Особ непростая ситуация сложилась в строительной сфере, которая является основным «потребителем» труда мигрантов. По разным оценкам, нехватка трудовых ресурсов в этом секторе достигает 40%. Насколько серьезно обстоит дело, и поможет ли организованный набор иностранной рабочей силы разрешить ситуацию — в нашем разговоре с президентом Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антоном Глушковым.
— Антон Николаевич, можно ли сегодня говорить о том, что на российских стройках существует дефицит рабочей силы? Если да, то о каких цифрах идет речь?
— Да, безусловно, в настоящее время строительная отрасль испытывает острую нехватку рабочей силы. Эта проблема всегда существовала, но наиболее остро этот вопрос встал в связи с пандемией. Она вызвала сильный отток мигрантов, а в России в строительстве уже давно основной рабочей силой стали выходцы из стран ближнего зарубежья. Вследствие этого ощущается огромная нехватка рабочих как на больших государственных стройках, так и на небольших частных стройках. Так, по данным МВД и исследований НИУ ВШЭ, недобор временных трудовых мигрантов на 01.11.2020 года составил от 0,6 до 1,4 млн человек по всем отраслям экономики. Согласно данным статистики, трудовые мигранты строительных профессий составляют 23% от указанного числа. Статистика неутешительная, а учитывая тенденцию к наращиванию темпов строительства жилья и инфраструктурных сооружений, кадровый голод может и нарастать. Хотя в настоящее время ситуация стабилизирована, отставания по срокам строительства по причине отсутствия кадров не наблюдается.
— В сфере строительства сейчас наблюдается больше нехватка высокопрофессиональных специалистов или разнорабочих из числа мигрантов? Как решать проблему дефицита кадров?
— Строительная отрасль традиционно испытывает дефицит как профессионалов, так и разнорабочих. В начале 2021 г. мы совместно с Национальным объединением застройщиков жилья проводили исследование проблематики, связанной с оттоком из отрасли иностранной рабочей силы.
Согласно проведенному опросу, дефицит разнорабочих отметили 34,8% респондентов, это наибольший показатель среди других строительных профессий. Вместе с тем следующие позиции с незначительным отрывом заняли штукатур (27,5%), каменщик (27,3%), бетонщик (26,2%), арматурщик (19,6%).
То есть мы видим, что примерно одинаково востребованы и профессионалы, и низкоквалифицированные рабочие. Конечно, заместить труд мигрантов-разнорабочих проще, чем квалифицированных специалистов, хотя работодателю труд россиян-разнорабочих будет стоить дороже.
Если говорить о том, как решать проблему дефицита рабочих кадров в строительной отрасли, то ответ один — повышать привлекательность условий труда и заработной платы. Можно много говорить об увеличении числа выпускников строительных колледжей, о перетоке кадров из других отраслей или межрегиональной мобильности строительных кадров. Но я приведу статистические данные: по данным ВНИИ труда, только 45,5% выпускников, получивших профессию в строительстве, трудоустроены по профилю. При этом уровень безработицы среди лиц со строительным образованием составляет, по данным исследования НИУ ВШЭ, всего 5,9%. То есть 48,6% выпускников, почти половина, находят работу в смежных отраслях.
Мы готовим специалистов, а они в отрасль не приходят, потому что труд строителя тяжелый и малооплачиваемый.
— В основном трудовые мигранты заняты на гражданском строительстве. А наблюдается ли проблема дефицита трудовых ресурсов на промышленных стройках?
— Проблема дефицита трудовых мигрантов на промышленных стройках стоит менее остро. В промышленном строительстве выполняются как работы общестроительного характера (и здесь ситуация идентична гражданскому строительству), так и узкопрофильные работы, в том числе монтаж и пусконаладка специализированного оборудования. Для этого требуются рабочие и инженеры высокой квалификации. Как правило, это отечественные специалисты, и здесь закрытие границ на ситуацию не оказывает значительного влияния.
Проблему нехватки специалистов также отчасти решают межправительственные договоры с Узбекистаном и Таджикистаном. Этими государствами осуществляется формирование групп квалифицированных рабочих под определенные виды работ, необходимые заказчику в России. Такая практика в то же время позволяет избежать притока ненужной рабочей силы.
— Открытие границ, увеличение интенсивности авиасообщения между странами помогли ли частично разрешить ситуацию?
— Открытие границ и рост авиасообщения между странами частично сгладили сложившуюся негативную ситуацию. Но это не разрешает проблему в целом. Стоимость перелета, даже по льготному тарифу, достаточна высока. Кроме того, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой усилились меры безопасности для пересечения границы. Это создает дополнительные трудности для мигрантов. При этом
заработная плата в сфере услуг выше, чем в строительной отрасли, и физически работа легче, поэтому мигранты охотнее идут туда.
— Как строительные организации относятся к практике организованного набора трудовых мигрантов? В чем плюсы и минусы такой системы?
— Пожалуй, самой действенной мерой в сложившейся ситуации является организованный набор мигрантов. Его целью является удовлетворение потребности крупных строительных проектов в квалифицированных кадрах и обеспечение работодателей иностранными работниками требуемой квалификации. Посредством такого механизма, как организационный набор происходит подбор и трудоустройство иностранных граждан к конкретным работодателям на конкретные рабочие места с известными условиями и оплатой труда. Все это приводит к прозрачности и контролируемости миграционных потоков.
В настоящее время НОСТРОЙ прорабатывает вопрос о создании единого строительного кадрового ресурса — цифровой площадки, аккумулирующей информацию о строительных организациях и о кадрах. Отдельный модуль такого ресурса могла бы составить информация об иностранных работниках, задействованных в отрасли: их квалификации, месте трудоустройства, разрешительных документах. Все это также позволит уйти от стихийной и часто нелегальной и нерегулируемой миграции в сторону контролируемой и прозрачной схемы найма иностранных работников и в конечном итоге будет гарантировать квалифицированное и качественное выполнение строительных работ.
В то же время организованный набор трудовых мигрантов имеет и свои ограничения. Прежде всего,
этим инструментом могут воспользоваться только крупные компании, соответствующие установленным критериям по среднесписочной численности и капитализации, зачастую завышенным. Кроме того, до конца не урегулирован механизм отбора трудовых мигрантов и подтверждения их квалификации. Многими иностранными гражданами организованный набор рассматривается как средство легального пересечения границы и последующего стихийного трудоустройства, поэтому необходимо отлаживать также и систему контроля и учета.
Хотелось бы также отметить, что в таких масштабных строительных проектах, для которых применим организованный набор трудовых мигрантов, приоритет должен быть предоставлен отечественным специалистам — при привлечении на вакантные рабочие места иностранных граждан нужно прежде всего обеспечить собственным гражданам реализацию их конституционного права на труд.