Комитет НОСТРОЙ рассмотрел проблемы использования банковских гарантий в госконтрактах по строительству
8 сентября 2021 года состоялось заседание Комитета НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка под руководством председателя Комитета, координатора НОСТРОЙ по СЗФО Никиты Загускина.
В ходе заседания члены Комитета ознакомились с подготовленным Национальным объединением строителей по обращению Минстроя России исследованием об использовании банковских гарантий, предусмотренных статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заместитель председателя Комитета Александр Мешалов в развернутом докладе сообщил о показателях по количеству заключаемых контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, расчетным показателям сумм обеспечения банковскими гарантиями и выплат из них, а также напомнил участникам заседания о ранее подготовленных предложениях НОСТРОЙ по обеспечению исполнения контрактов за счет компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). В этом случае предусмотренные 44-ФЗ способы обеспечения контрактов, в том числе банковскую гарантию, предлагается отменить для контрактов ценой до 10 млн рублей или до 60 млн рублей.
Члены Комитета поделились случаями правоприменительной практики по выплатам по обязательствам, обеспеченным банковскими гарантиями. В том числе они указали на практику выплат по договорам строительного подряда, заключенным с региональными фондами капитального ремонта (ФКР), и предложили к рассмотрению вариант отказа от банковских гарантий (при стоимости контракта до 10 млн р) с заменой их на страховые продукты. Некоторые участники заседания высказали опасения в связи с тем, что отмена банковских гарантий ляжет существенной нагрузкой на плечи саморегулирования, а точнее, на КФ ОДО. Никита Загускин предложил аккумулировать всю информацию по данной правоприменительной практике с последующим направлением в Минстрой.
Далее Никита Загускин и Александр Мешалов ознакомили присутствующих с результатами анализа обращения Минстроя России, касающегося российской и международной практики страхования имущества и строительных рисков подрядчиков. Спикеры озвучили основные принципы и порядок работы в сфере страхования скрытых дефектов.
Александр Мешалов привел в пример опыт застройщиков Франции, при котором страхуется ответственность застройщиков на период в 10 лет после ввода объекта в эксплуатацию. Эта практика нашла отражение в предложениях Департамента градостроительной политики города Москвы, которые проходят обсуждение на различных площадках.
Никита Загускин озвучил основные итоги мониторинга среди СРО о включении страхования в сметный расчет стоимости строительства. По данным Комитета сведения о практике включения таких затрат для заключения договоров в СРО не поступают. На основе мониторинга сформулированы следующие выводы:
На коммерческие предложения страховые компании отвечают отказом, ссылаясь на отсутствие исходных данных. Также при прохождении государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» возникают сложности при обосновании данных затрат, так как требуется составление конъюнктурного анализа коммерческих предложений страховых компаний. Страховые компании просят направлять договоры строительного подряда, генеральные планы, графики и смету для предоставления ценовой информации по страхованию.
СРО отмечают, что от руководителей подрядных компаний, работающих с региональными ФКР, получена информация о том, что заказчики отказываются вносить затраты на страхование в смету, обосновывая это тем, данная статья расходов не входит в обязательный перечень работ и затрат, и носит рекомендательный характер.
Таким образом, заказчики исключают возможность применения указанного инструмента, ссылаясь на формальное толкование норм, регулирующих рекомендательный характер возможности применения страховых продуктов в данной сфере. СРО готовы обратиться за содействием в НОСТРОЙ по отработке со страховыми компаниями вопросов, связанных с разъяснением необходимости предоставления ценовой информации по страхованию для включения в сводный сметный расчет стоимости строительства (ССР), а также развитием и популяризацией указанного страхового инструмента.
С учетом вышесказанного, члены Комитета внесли предложение обратиться в Минстрой России с тем, чтобы проработать с федеральными и региональными заказчиками вопрос о выделении средств и включении затрат на страхование строительно-монтажных рисков в смету строительства. Комитет также считает необходимым рекомендовать СРО включать в состав отчета о работе своих членов сведения о включении расходов на страхование в ССР.
Далее Александр Мешалов ознакомил членов Комитета с ходом рассмотрения федеральных законопроектов, касающихся изменения имущественной ответственности СРО, страхования рисков в строительстве, охраны труда в строительстве, механизмов финансирования жилищного строительства. Участниками заседания принято решение после внесения проектов федеральных законов в Государственную Думу РФ вернуться к их рассмотрению по существу для подготовки соответствующих поправок.
Также Никита Загускин предложил рассмотреть вопросы, связанные с формированием двух рабочих групп по актуализации информационного ресурса ЭИОТ для СРО и по пересмотру положений СТО НОСТРОЙ 8.1.1-2019 «Системы управления охраной труда в строительных организациях. Порядок создания и внедрения». Комитет утвердил составы обеих рабочих групп.
В завершение заседания члены Комитета обсудили вопросы, связанные с актуализацией раздела сайта нацобъединения, посвященной работе Комитета. Специалист Комитета Наталья Кузнецова ознакомила присутствующих с техническим заданием, в соответствии с которым вносятся некоторые изменения в функционал раздела.