В Саратове рассмотрели вопросы использования механизма пересмотра госконтрактов из-за повышения цен на стройматериалы
Президент Национального объединения строителей Антон Глушков выступил на круглом столе «Практика реализации контрактов по строительству. Постановление № 1315» 20 июля в Саратове. Дискуссия состоялась на Архитектурно-строительном форуме в рамках «Строительной недели».
Участниками мероприятия также стали замглавы Минстроя России Сергей Музыченко, заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков, координатор НОСТРОЙ по ПФО Любовь Аристова, заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ – директор Департамента по ценообразованию в строительстве нацобъединения Павел Малахов, а также представители строительных компаний и руководители СРО в сфере строительства.
Александр Вилков рассказал об основных нововведениях в системе ценообразования в строительстве и принятых нормативно-правовых актах, регулирующих эту сферу.
Сергей Музыченко остановился на механизме пересмотра цен государственных контрактов в связи с изменениями стоимости стройматериалов. Он отметил, что его совершенствование является одним из приоритетных направлений деятельности ведомства при активном участии профессионального сообщества. Замглавы Минстроя России напомнил о продлении мер поддержки застройщиков по постановлению Правительства РФ № 1315 до конца 2022 года и сообщил, что сейчас обсуждается возможность принятия нормативного документа, который позволит закрепить эту процедуру как постоянную. Еще одним важным изменением в сфере ценообразования Сергей Музыченко назвал упрощение порядка проведения государственной экспертизы проектной документации – принятые на законодательном уровне меры позволяют теперь как минимум на три месяца сократить сроки реализации проектов строительства.
Говоря об исполнении постановления № 1315 в регионах, Антон Глушков напомнил, что Национальному объединению строителей Правительством России было поручено вести мониторинг. Для этого разработана система так называемых «светофоров». Напомним, что она строится на трех основных показателях: наличие действующих контрактов стоимостью более 100 млн рублей и более, подпадающих под условия постановления № 1315, наличие положительных заключений экспертизы на сумму увеличения цены контракта и наличие подписанного дополнительного соглашения к государственному и муниципальному контракту.
«Всего было проанализировано 6 017 контрактов. Из них положительные заключения экспертизы имеют только 2 015 контрактов, то есть свыше 30% от общего числа всех контрактов, которые действуют на сегодняшний момент в стране. В этом большая заслуга региональных подразделений Главгосэкспертизы», - отметил Антон Глушков, добавив при этом, что большая часть контрактов на строительство объектов по госзаказу, которые требуют пересмотра, сосредоточены в сферах образования и культуры.
Глава нацобъдинения представил также данные по увеличению числа расторгнутых контрактов. Так, за 2021 год их объем составил свыше 38 тысяч, что на 10,3% больше, чем за 2020 год. А за первое полугодие 2022 года количество расторгнутых контрактов составило более 10 тысяч, что на 2,6% больше аналогичного периода 2021 года.
«Это говорит о том, что цена по контрактам не покрывает фактических затрат подрядных организаций на возведение тех или иных объектов», - резюмировал Антон Глушков.
Он также сообщил, что на данный момент 9 регионов не имеют заявок на прохождение повторной экспертизы по контрактам 100 млн рублей и более. Это Камчатский край, Тверская область, Еврейская автономная область, Чукотский и Ненецкий автономные округа, республики Калмыкия, Саха (Якутия), Томская область и Кабардино-Балкарская Республика. В этих регионах 248 контрактов, которые удовлетворяют требованиям постановления № 1315 (стоимостью 100 млн рублей и более) на сумму 176 млрд рублей.
«Все эти 248 контрактов могут стать серьезной проблемой для саморегулируемых организаций, поскольку в соответствии с законодательством именно СРО за их срыв несут субсидиарную ответственность. Без убытков реализовать контракт на строительство объекта по госзаказу без использования механизма пересчета его стоимости подрядчик не в состоянии», - подчеркнул Антон Глушков.
Он также обозначил еще одну проблему реализации постановления Правительства РФ № 1315. Многие госзаказчики попросту отказывают подрядчикам в прохождении процедуры по увеличению цены контрактов, обосновывая это отсутствием лимитов. Механизм по выделению бюджетных средств из резервного фонда РФ разработан, однако весь процесс занимает длительное время. Коме того, существуют контракты, по которым выделены дополнительные средства из резервного фонда, но к моменту выхода распоряжения они завершили свое действие. В настоящее время на уровне правительства разрабатывается механизм для решения этого вопроса.
Добавим, что общая сумма бюджетных ассигнований для выделения из резервного фонда составляет 71,5 млрд рублей.
Как было отмечено на круглом столе, все регионы Приволжского федерального округа имеют практику получения повторного заключения госэкспертизы. Из 966 контрактов, действующих в округе, получено около 15% заключений экспертизы, сообщила координатор НОСТРОЙ по ПФО Любовь Аристова.
«Благодаря использованию механизма постановления № 1315 подрядчики получили компенсации своих затрат, понесенных из-за роста цен на строительные ресурсы. По Приволжскому федеральному округу, согласно результатам мониторинга, заключены дополнительные соглашения по 52 контрактам, что составляет 45% от общего числа полученных заключений», - сообщила спикер.
Она также добавила, что для регионов ПФО из резервного фонда РФ предусмотрен объем дополнительных лимитов в размере 10,44 млрд рублей. В связи с этим Любовь Аристова обратилась к региональным органам исполнительной власти – не отказывать подрядчикам в подписании дополнительных соглашений, ссылаясь на отсутствие лимитов в регионе.
Практическим опытом пересмотра государственных и муниципальных контрактов из-за повышения стоимости стройматериалов поделился заместитель генерального директора ООО «Техно-Сфера» Сергей Иванушкин. Эта компания первой в Саратовской области прошла процедуру пересмотра контракта в рамках механизма по постановлению Правительства РФ № 1315, и, пользуясь алгоритмом ФГИС ЦС, получила денежные средства на компенсацию в связи с ростом цен на стройматериалы. Также спикер рассказал о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в рамках процедуры пересмотра контракта. На прохождение всех этапов процедуры – с момента подачи заявки на пересмотр изменения цены контракта до получения средств – у подрядчика ушло 11 месяцев.
С докладом о Каталоге российских аналогов строительной продукции выступил Павел Малахов. Он сообщил, что сформирована Межведомственная рабочая группа при Минстрое России, которая проводит экспертизу всех строительных материалов и оборудования, вносимых в Каталог. В состав этой группы приглашены представители научного сообщества, профессиональных объединений и строительных компаний: всего – 28 экспертов. Сейчас в Каталоге насчитывается 985 позиций строительных материалов и оборудования, и этот перечень постоянно обновляется. Павел Малахов кратко напомнил о преимуществах Каталога и механизме подачи заявки от строителей на поиск аналога.
Следует отметить, что круглый стол имел практический характер, став настоящей живой дискуссией по актуальным вопросам, которые задали участники мероприятия и получили на них ответы от экспертов.
Добавим, что в этот же день на полях Архитектурно-строительного форума состоялись два круглых стола, организованные НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Первый был посвящен вопросам, касающимся введения обязательной независимой оценки квалификации для специалистов НРС с 1 сентября 2022 года, а также подготовки кадров для строительной отрасли в целом. В частности, заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Виталий Ерёмин рассказал об особенностях прохождения профессионального экзамена в рамках НОК. Он привел статистику по Приволжскому федеральному округу, указав, что в Национальном реестре специалистов насчитывается свыше 51 тыс. человек, причем больше всего в республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском крае, Нижегородской и Самарской областях. В округе действуют два Центра независимой оценки квалификации (ЦОК) и девять экзаменационных центров. Также спикер рассказал об особенностях проведения профессионального экзамена и документах, его регулирующих. С учетом численности специалистов в Национальном реестре Виталий Ерёмин заявил о необходимости увеличения числа ЦОК на территории округа и центров для проведения экзамена. Также, докладчик рассказал о проводимой в 2022 году НОСТРОЙ, как базовой организацией Совета по профессиональным квалификациям, работой по актуализации 19 профессиональных стандартов, которые размещены на сайте НОСТРОЙ для профессионально-общественного обсуждения.
В рамках второго круглого стола рассмотрены вопросы, посвященные ведению Единого реестра членов СРО в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № ФЗ-447 в ГрК РФ. Его участниками стали саморегулируемые организации Приволжского федерального округа. Директор Департамента реестра НОСТРОЙ Галина Бендрышева рассказала об изменениях градостроительного законодательства в части ведения Единого реестра членов саморегулируемых организаций, который вступят в силу 1 сентября 2022 года. Отдельно был рассмотрен вопрос предоставления выписок членам СРО. Галина Бендрышева сообщила, что НОСТРОЙ понимает важность выписок для СРО и их членов. В связи с этим предполагается предоставить возможность СРО формировать такие выписки в закрытой части Единого реестра. Дополнительно спикер сообщила, что в настоящее время НОСТРОЙ разрабатывает обновленный Единый реестр. В десятых числах августа СРО получат доступ к его тестовой версии.
Материалы мероприятия:
Глушков А.Н. Реализация постановления Правительства РФ №1315
Малахов П.В. Каталог российских аналогов строительной продукции
Ерёмин В.А. Профессиональный экзамен независимой оценки квалификации в сфере строительства